- УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВУЗОВ
- УЧЕБНИКИ ДЛЯ ССУЗОВ И ШКОЛЫ
- Иностранные языки
- Естественные науки
- Информационные технологии
- Искусствоведение
- История
- Культурология
- Литература
- Медицина
- Педагогика
- Политология
- Правоведение
- Психология
- Религия
- Социология
- СМИ
- Техника
- Филологические науки
- Философия
- Экономика
- Физкультура и спорт
- ПЕРИОДИКА
- ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
- АРХИВЫ И ДОКУМЕНТЫ
- СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Студенческая наука
- КОНКУРС МОНОГРАФИЙ
- Конкурс учебников и учебных пособий
- Книги издательства "Директ-Медиа"
- ПРОЧЕЕ
- Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа: монография
- Агрономов А. И. Джихад: Священная война мухаммедан: монография
- Ал-Газали А. Х. Правильные весы (ал-Кустас ал-Мустаким): монография
- Аль Коран Магомедов: духовно-просветительское издание, Ч. 2
- Аль-Коран Магомедов. Перевод А. Колмакова: духовно-просветительское издание, Ч. 1
- Ат-Тасхири М. А. Коран в культуре мусульманских народов: научно-популярное издание
- Бартольд В. В. Сочинения. Том 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата
- Батунский М. А.
- Бауэр Т. Культура неоднозначности и плюрализма : к другому образу ислама: монография
- Баязитов М. А. Отношения ислама к науке и к иноверцам
- Беккин Р. Мусульмане в советском Петрограде – Ленинграде (1917–1991): фотоальбом
- Бобринский А. А. Секта исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация: публицистика
- Воронец Е. Н. Материалы для изучения и обличения мохаммеданства. 1. Первоначально-богооткровенная истина единства божия в древней до-мохаммеданской религии аравитян
- Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей: сборник научных трудов : в 2 томах. Том 2
- Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей: сборник научных трудов : в 2 томах. Том 1
- Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX вв.): монография
- Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам
- Глаголев С. С. Ислам: монография
- Гольдциер И. Ислам = Die Religion des Islams
- Джалилийан М. Ислам и развитие: монография
- Джа‘фари М. Т. Благоразумная жизнь: научно-популярное издание
- Жизнь и учение Мохаммеда, или Дух ислама. Том 1
- Жузе П. Мутазилиты. Историко-догматическое исследование в области ислама: монография
- Игнатенко А. А. Зеркало ислама: монография
- Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе: монография
- Имам А. Путь красноречия: духовно-просветительское издание
- Имам Махди – спаситель человечества : сборник статей: сборник научных трудов
- Ислам и советское государство
- Ислам : культура, история, вера
- Ирвинг В. Жизнь пророка Мухаммеда: документально-художественная литература
- Ислам. Книга стремящихся: духовно-просветительское издание
- Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1: газета. 2010
- Казаку П. Исламское религиозное воспитание в Германии : проблематика, пути решения, новые горизонты: монография
- Казанский К. Мистицизм в исламе: монография
- Компани Ф. А. ‘Али ибн Абу Талиб: научно-популярное издание
- Коран, законодательная книга мохаммеданского вероучения. Перевод Г. С. Саблукова: духовно-просветительское издание
- Коран. Перевод И. Ю. Крачковского: духовно-просветительское издание
- Коран: духовно-просветительское издание
- Коран. Перевод смыслов и комментарии В. М. Пороховой: духовно-просветительское издание
- Корбен А. История исламской философии: монография
- Крымский А. Е. История мусульманства: публицистика, Ч. 1-2
- Крымский А. Е. Мусульманство и его будущность: публицистика
- Курганова У. Ислам
- Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах : философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи: монография
- Малов Е. А. О татарских мечетях в России: публицистика
- Муравьев А. Н. Письма о магометанстве: духовно-просветительское издание
- Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен: монография. Том 1
- Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен: монография. Том 2
- Надеева М. И. Духовные ценности ислама: монография
- Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма : генезис и эволюция: монография
- Нофал Ф. О. Абу ал-Касим ал-Каби и закат багдадской школы мутазилизма: монография
- Остроумов Н. П. Исламоведение : 1. Аравия, колыбель ислама: монография
- Остроумов Н. П. Коран и прогресс : по поводу умственного пробуждения современных российских мусульман
- Палладий (Кафаров П. И.), архим. Китайская литература магометан: духовно-просветительское издание
- Позднев П. А. Дервиши в мусульманском мире
- Резван Е. А. Введение в коранистику
- Руми Д. Дорога превращений : суфийские притчи: духовно-просветительское издание
- Сайиди Х. Личность пророка Ислама: научно-популярное издание
- Сайиди Х. Личность Хусайна ибн Али: научно-популярное издание
- Сайиди Х. Личность Али ибн Аби Талиба: научно-популярное издание
- Сафави С. С. Практический мистицизм. ‘Ирфан-и ‘амали: монография
- Суфизм: развитие мистического языка в произведениях ан-Ниффари. Книга предстоянии. Книга [духовных] обращений. Относительно Его чудной речи о любви: монография
- Третьяков М. И. Сунна. Мусульманское предание, его образование и развитие: духовно-просветительское издание
- Тустари М. Т. Решения и мудрость Али ибн Аби Талиба: научно-популярное издание
- Хадисы. Перевод и комментарии В. М. Пороховой: духовно-просветительское издание
- Сейед Абу-л-Касем Хусейни (Жарфа) Типология коранических сказаний : выявление реалистических, символических и мифологических аспектов: монография
- Хайретдинов Д. З. История Второго мусульманского прихода Москвы и его предшественников: монография
- Шомали М. А. Ислам. Основы вероучения, религиозная практика и мораль: монография
- Шукуров Ш. М. Архитектура современной мечети : истоки
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей: сборник научных трудов : в 2 томах. Том 2
Дисциплина:
Педагогика
История философской мысли стран Востока
Жанр:
Научная литература
Москва: Садра, 2018
Объем: 376 стр.
Перевод с персидского:
Мирзоева Дж.
Научный редактор:
Нурулла-Ходжаева Н.
ISBN: 978-5-906859-13-6
УДК: 28-472
ББК: 86.38-681
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Предлагаемый сборник содержит обзор взглядов на проблемы педагогики известнейших средневековых мусульманских мыслителей: ал-Джахиза, Ибн Сахнуна, ал-Фараби, Кабиси и Ибн Сины. Изучение их богатого философского наследия способно оказать немалую помощь при создании исламской педагогической системы, а также может стать отправной точкой для изуче ния истории исламской мысли и цивилизации в целом.
Данный сборник может быть полезен не только в учебно-практическом плане, но сможет иметь также теоретическое и исследовательское применение, послужив началом для классифицирования педагогических школ в исламской истории, их анализа и критики.
Сборник адресуется специалистам в области исламской педагогики, а также широкому кругу читателей, интересующихся развитием исламской философской мысли.
Данный сборник может быть полезен не только в учебно-практическом плане, но сможет иметь также теоретическое и исследовательское применение, послужив началом для классифицирования педагогических школ в исламской истории, их анализа и критики.
Сборник адресуется специалистам в области исламской педагогики, а также широкому кругу читателей, интересующихся развитием исламской философской мысли.
От издательства | 13 |
Предисловие | 14 |
ДЖАХИЗ | 24 |
Жизнь и личность | 24 |
Место в литературе и стиль изложения | 26 |
Творчество | 30 |
Свободомыслие и школа калама | 32 |
Эмпиризм | 36 |
Глава первая. Человек | 38 |
Преимущества человека перед животным | 38 |
Особенности человека | 40 |
1. Склонность к превосходству и наслаждениям | 41 |
2. Склонность к разнообразию и умножению | 42 |
3. Социальность | 42 |
4. Склонность ко злу | 43 |
5. Любовь к пользе и ненависть к вреду | 44 |
6. Стремление к истине и выражению знаний | 45 |
Универсальность человека | 45 |
Различия между людьми | 46 |
Различия между народами | 47 |
Глава вторая. Познание | 48 |
Приобретение знаний в молодости | 49 |
Средства познания | 49 |
1. Органы чувств | 50 |
а. Определение органов чувств | 50 |
б. Принципы чувственного познания | 51 |
2. Разум | 52 |
3. Откровение и вдохновение | 53 |
Несколько правил и заметок о познании | 54 |
Влияние познания | 56 |
1. Действия | 56 |
2. Изменения в поведении | 57 |
3. Суждения | 57 |
Преграды на пути познания | 60 |
1. Ошибки | 60 |
2. Ограниченность | 61 |
3. Самолюбие | 61 |
Глава третья. Мораль | 62 |
Первичная и вторичная природа | 63 |
Умеренность | 64 |
Критерий моральной ценности | 65 |
Роль качеств в поведении человека | 65 |
Роль осознанности и добровольности в ценности действия | 66 |
Удовольствие и счастье | 67 |
Глава четвёртая. Воспитание и обучение | 68 |
Соответствие педагогических принципов человеческой природе и исламу | 69 |
Факторы, влияющие на личность и воспитание человека | 70 |
1. Окружающая среда | 70 |
а. Классовое положение | 71 |
б. Место проживания | 72 |
в. Друзья | 72 |
2. Отношение к добру и злу | 73 |
Педагогические принципы и методы | 74 |
1. Раскрытие и развитие способностей | 74 |
2. Общее образование | 75 |
3. Профессиональное образование | 76 |
4. Поощрение и наказание | 76 |
а. Важность поощрения и наказания | 76 |
б. Принципы и тонкости метода поощрения и наказания | 77 |
Качества и способности ученика | 78 |
1. Любовь к учёбе | 79 |
2. Выбор учебного направления | 79 |
а. Предварительное изучение | 79 |
б. Критерий выбора | 79 |
3. Запоминание и записывание | 81 |
Книга | 81 |
1. Значение книги | 82 |
2. Хорошая и плохая книга | 84 |
3. Правила написания книги | 85 |
а. Компетентность | 85 |
б. Внимание к уровню читателя | 86 |
в. Краткость | 86 |
г. Ясность и простота | 87 |
д. Разнообразие тем | 87 |
Перевод и изучение второго языка | 88 |
1. Определение перевода и его сложность | 88 |
2. Качества переводчика | 89 |
3. Ответственность переводчика | 90 |
4. Изучение второго языка | 91 |
Библиография | 92 |
Сочинения Джахиза | 92 |
Другие источники | 96 |
а. Сочинения на персидском и арабском языках | 96 |
б. Сочинения на английском языке | 99 |
ИБН САХНУН | 100 |
Жизнь и творчество | 100 |
Цели воспитания и образования | 105 |
Обязанности учителя | 107 |
Правовые последствия несоблюдения обязанностей | 113 |
Финансовые права учителя | 114 |
Библиография | 116 |
ФАРАБИ | 118 |
Жизнь и творчество | 118 |
Общее направление мысли Фараби | 119 |
Сочинения | 122 |
Принципы педагогических взглядов Фараби | 122 |
Глава первая. Космология | 124 |
Глава вторая. Антропология | 126 |
Душевные силы | 127 |
Воля и выбор | 134 |
Глава третья. Познание | 137 |
Логика | 140 |
Платоновское припоминание | 143 |
Виды познания | 144 |
Глава четвёртая. Мораль | 145 |
Добродетель | 145 |
Виды добродетелей | 146 |
Врождённые добродетели | 149 |
Наивысшая добродетель | 150 |
Путь к счастью | 151 |
Изменчивость нравов | 152 |
Способ изменения нравов | 153 |
Похвальное действие и теория о добродетельной середине | 154 |
Практический путь приобретения похвальных нравственных качеств | 157 |
Удовольствие и боль | 158 |
Глава пятая. Общество | 160 |
Основа общественной жизни | 160 |
Виды обществ | 161 |
Виды городов | 162 |
Недобродетельные города | 164 |
1. Невежественный город | 164 |
2. Порочный город | 167 |
3. Заблудший город | 167 |
4. Переменчивый город | 168 |
Добродетельный город | 168 |
Жители добродетельного города | 169 |
Особенности главы добродетельного города | 169 |
Справедливость | 172 |
Глава шестая. Воспитание и образование | 172 |
Цели воспитания и образования | 173 |
Принципы воспитания и образования | 175 |
Факторы различия методов воспитания и образования | 176 |
1. Ментальные и индивидуальные различия | 176 |
2. Различие учебных предметов и материалов | 176 |
Практика и привычка | 177 |
Поощрение и наказание | 177 |
Библиография | 178 |
Сочинения Фараби | 178 |
Другие источники | 179 |
КАБИСИ | 180 |
Жизнь и творчество | 180 |
Воспитание и образование в эпоху Кабиси | 183 |
Цели воспитания и образования | 185 |
Обязанности воспитателей | 189 |
1. Обязанности родителей | 189 |
2. Обязанности учителя | 192 |
Педагогические принципы | 195 |
1. Всеобщее образование | 195 |
2. Равенство | 196 |
3. Постепенность обучения | 197 |
Педагогические методы | 197 |
1. Установление эмоциональной связи | 197 |
2. Наблюдение и контроль | 198 |
3. Поощрение и наказание | 200 |
Учебные предметы | 202 |
1. Обязательные учебные предметы | 203 |
2. Необязательные учебные предметы | 205 |
3. Недозволенные учебные предметы | 206 |
Библиография | 207 |
ИХВАН АС-САФА | 208 |
Предисловие | 208 |
Жизнь и общие взгляды | 209 |
Неисламские источники идей и убеждений «Братьев чистоты» | 211 |
Мазхаб «Братьев чистоты» | 212 |
Политика и «Братья чистоты» | 214 |
Иерархия в обществе «Братьев чистоты» | 217 |
Глава первая. Философия и религия | 219 |
1. Философия | 219 |
2. Религия | 221 |
Откровение: условия и способы его получения | 221 |
Цели религии | 222 |
Элементы религии | 224 |
Вера и неверие | 225 |
Постижение религии | 226 |
Знатоки религии и их степени | 228 |
Воскресение | 229 |
Глава вторая. Человек | 230 |
Человек – смесь души и тела | 232 |
Форма и смысл взаимосвязи души и тела | 234 |
Абстрактность души | 235 |
Виды души у человека | 237 |
Степени души | 238 |
Стадии развития души | 238 |
Душа – единая истина | 239 |
Силы души | 239 |
Глава третья. Познание | 240 |
Пути познания | 241 |
Чувственное познание | 242 |
Память | 244 |
Боль и удовольствие | 245 |
Ошибки органов чувств | 247 |
Роль чувственного познания | 248 |
Рациональное и аподиктическое познания | 249 |
Ошибка в рациональном познании | 251 |
Инспиративно-априорное познание | 252 |
Человеческое совершенство и путь к нему | 254 |
Глава четвёртая. Мораль | 257 |
Естественные и приобретённые моральные качества | 257 |
Источники различий моральных качеств | 260 |
Мирская и загробная жизни | 262 |
Умеренность | 264 |
Основы моральных качеств | 265 |
Аскетизм | 267 |
Привычка | 268 |
Любовь | 269 |
Глава пятая. Воспитание и образование | 270 |
О знании и учении | 271 |
Классификация наук | 272 |
Искусство и его виды | 273 |
Цель знаний | 274 |
Педагогические плоды знаний | 275 |
Человек – существо, склонное к воспитанию и образованию | 276 |
Склонность людей к разным наукам и искусствам | 277 |
Влияние окружающей среды на личность и воспитание человека | 278 |
Правильные методы обучения | 279 |
Классификация наук и учёных | 281 |
Связь между учителем и учеником и качества каждого из них | 282 |
Библиография | 283 |
ИБН СИНА | 285 |
Жизнь и личность | 285 |
Сочинения | 288 |
Философия | 292 |
Медицина | 293 |
Гностицизм | 295 |
Глава первая. Человек | 298 |
Душа | 298 |
Утверждение существования души | 299 |
1. Единство души | 299 |
2. Самосознание | 300 |
3. Постоянство | 300 |
4. Естество | 301 |
Определение души | 301 |
Абстрактность души | 303 |
1. Постижение интеллигибельного | 303 |
2. Постижение самости | 304 |
3. Бесконечные действия | 304 |
4. Постоянная сила | 305 |
Неразделимость души | 305 |
Силы души | 307 |
1. Душа растительная (нафс набатиййа) | 308 |
2. Душа животная (нафс хайваниййа) | 308 |
а. Движущая сила | 308 |
б. Постигающая сила | 308 |
3. Душа глаголющая (нафс натика) | 308 |
Вечность глаголющей души | 310 |
Взаимовлияние души и тела | 311 |
Психические и поведенческие особенности человека | 312 |
1. Рациональное познание и постижение неизвестного | 312 |
2. Речь | 313 |
3. Освоение искусств | 313 |
4. Удивление | 314 |
5. Мнение и убеждение | 314 |
6. Стыд | 315 |
7. Страх и надежда | 315 |
8. Обдумывание | 315 |
Социальность человека | 316 |
1. Пища | 317 |
2. Жильё | 317 |
3. Муж/жена | 317 |
4. Ребёнок | 317 |
Глава вторая. Познание | 318 |
Чувственное познание | 319 |
а. Внешние чувства | 319 |
1. Зрение | 319 |
2. Слух | 320 |
3. Обоняние | 321 |
4. Вкус | 321 |
5. Осязание | 322 |
б. Внутренние чувства | 324 |
1. Общее чувство (хисс муштарак) | 324 |
2. Сила запечатления (кувва мусаввира) | 325 |
3. Сила представления (кувва мутахаййила) | 325 |
4. Сила различения (кувва вахмиййа) | 325 |
5. Сила памяти (кувва хафиза) | 326 |
Рациональное познание | 326 |
1. Практический разум | 326 |
а. Побуждающая животная сила | 327 |
б. Животная сила представления и различения | 327 |
в. Собственная ипостась | 327 |
2. Теоретический разум | 327 |
а. Материальный разум (‘акл хайулани) | 327 |
б. Разум по обладанию (‘акл би-л-малака) | 328 |
в. Актуальный разум (‘акл би-л-фи‘л) | 328 |
г. Приобретённый разум (‘акл мустафад) | 328 |
Глава третья. Мораль | 329 |
Изменчивость моральных качеств | 329 |
Критерий добродетельности и основы добродетелей и пороков | 331 |
Боль и удовольствие | 332 |
1. Различия между удовольствием и болью | 334 |
2. Превосходство внутренних удовольствий над внешними | 335 |
3. Рациональные и чувственные удовольствия | 336 |
а. Сила и множество рациональных удовольствий | 337 |
б. Недостатки чувственных удовольствий | 337 |
Страдание души из-за невежества | 338 |
Счастье | 339 |
1. Способ достижения счастья | 340 |
2. Степени счастливых людей | 340 |
а. Чистые гностики (‘урафа мутаназзаха) | 341 |
б. Здравые души (нуфус салима) | 341 |
в. Глупые (булх) | 341 |
3. Степени несчастных людей | 342 |
Добродетельный город | 343 |
1. Основы и столпы добродетельного города | 343 |
2. Правитель (халиф) и пути его избрания | 344 |
Глава четвёртая. Воспитание и образование | 345 |
Педагогические принципы и методы | 346 |
1. Самопознание и самовоспитание | 346 |
2. Принятие во внимание индивидуальных особенностей | 347 |
3. Познание склонностей, способностей и возможностей | 348 |
4. Составление педагогического плана в соответствии с этапами развития ребёнка | 349 |
5. Групповое обучение | 349 |
а. Нравственное воспитание | 349 |
б. Социальное воспитание | 350 |
в. Умственное развитие | 350 |
г. Удовлетворение духовных потребностей | 350 |
6. Поощрение и наказание | 351 |
Семья | 352 |
1. Цели создания семьи | 353 |
а. Экономический мотив | 353 |
б. Социальный мотив | 353 |
в. Мотив любви и покоя | 353 |
г. Удовлетворение сексуальных потребностей | 354 |
2. Принципы брака | 354 |
а. Побуждение и поощрение | 354 |
б. Открытость и публичность | 354 |
в. Длительность и стабильность | 355 |
г. Брачный возраст | 355 |
д. Недопустимость многомужества | 355 |
3. Особенности достойной жены | 355 |
4. Муж и принципы управления семьёй | 356 |
а. Авторитет | 356 |
б. Уважение | 357 |
в. Занятость | 357 |
5. Развод | 358 |
Воспитание ребёнка | 359 |
1. Стадии развития ребёнка | 360 |
а. До обучения | 360 |
б. Начальное образование | 361 |
в. Профессиональное образование | 361 |
г. Работа | 362 |
д. Брак | 362 |
2. Качества воспитателя | 363 |
а. Личная нравственность | 363 |
б. Социальная нравственность | 363 |
в. Профильное образование | 363 |
г. Способность видеть и раскрывать таланты учеников | 364 |
Заключение. Классификация наук | 364 |
Библиография | 366 |
Сочинения Ибн Сины | 366 |
Другие источники | 370 |
а. На персидском и арабском языках | 370 |
б. На английском и французском языках | 373 |
Дополнительные материалы к этой книге
Мультимедийные приложения к книге
Рекомендации материалов по теме: нет
|