Close
Мученики и исповедники Воронежские

Священник Иаков Владимиров был настоятелем храма в селе Плотава Репьевского уезда Воронежской губернии. Он был ревностным священником, прекрасным хозяином и к своим прихожанам относился, как отец к детям, учил их не только тому, как обустроить свою душевную жизнь, но и как совершенствовать культуру хозяйства и заводить пасеки. Крестьяне слушались его советов и были заметно зажиточнее, чем в соседних селах. Большевики впоследствии называли жителей Плотавы "кулацкой бандой". Придя к власти, они сразу же открыли гонение против Церкви, истребляя влиятельных и авторитетных священников. Один из жителей села – в прошлом известный конокрад, а в советские времена большевик – написал донос на отца Иакова, охарактеризовав его как "влиятельного попа". Вскоре после доноса к отцу Иакову явились пять "следователей" и попросили разрешения переночевать в его доме, тем более что у них, между прочими мелкими делами, есть "пустяковая жалоба" на него, которую они все-таки обязаны утром разобрать. Поужинав, они стали любезно беседовать с членами семьи священника, а ему самому посоветовали пойти ночевать в школу, чтобы люди не подумали, что разговоры отца Иакова подействовали на "неподкупную совесть следователей".

Тревожные слухи поползли по селу. Поздно вечером к школе пришли человек шестьдесят прихожан, чтобы провести ночь со своим духовным отцом и не дать его в обиду.

Утром, поблагодарив жену священника за вкусный завтрак, "следователи" пошли в школу на дознание. Все село было уже здесь. Народ собрался, чтобы защитить своего пастыря, предполагая, что будет производиться расследование. У магазина вдруг появился пулемет. "Следователи" вышли с отцом Иаковом из школы на улицу и двинулись к магазину. Подошла жена священника с пятнадцатилетним сыном Алексеем. Старший "следователь" отобрал у отца Иакова золотые часы и положил себе в карман. Только теперь люди увидели, что за магазином вырыта яма, к которой и подвели священника. Отец Иаков осенил себя крестным знамением и начал молиться, ни одного слова не произнеся в свою защиту. "Следователь" приподнял волосы священника и выстрелил ему в затылок. От выстрела часть лица была вырвана, отец Иаков упал в яму. Другой палач подошел к жене священника и выстрелил в нее. Она упала. Потом он подошел к Алексею и сказал: "Я думаю, что тебе незачем жить после этого. Так зачем сапогам пропадать" Садись и сними сапоги". Алексей сел, снял сапоги и был тут же убит. Народ, потрясенный происшедшим, в ужасе разбежался. По приказу собранные люди с плачем засыпали яму.

Другой сын священника, Иван, которому было тогда шестнадцать лет, ночевал в полуверсте от села, на пасеке. Один из палачей поехал за ним на пасеку, чтобы его убить. В шалаше Ивана не было. На окрик палача из-за камня показалась голова мальчика. Палач выстрелил и убил его, но это оказался не Иван, а сын соседей священника. Друзья отца Иакова поспешили найти Ивана и рассказали ему обо всем, что случилось. Не заходя домой, он покинул село и вернулся лишь тогда, когда палачи уехали из Плотавы и прямая опасность расправы миновала

Архимандрит Димитрий был убит в 1918 году после того, как у него сняли кожу с головы.

В 1919 году в то время как красные отступили и в город Воронеж вошла Добровольческая армия, иеромонахи Нектарий (Иванов), Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим служили литургию, так как была их неделя. Вскоре военные обстоятельства переменились, белые отступили, и пришли красные. Комендантом города стал поляк Скрибис. По его приказу иеромонахи Нектарий, Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим были арестованы за то, что служили литургию и молебны при белых. В ночь перед отступлением красных Скрибис отдал приказ казнить всех заключенных, и все священники были убиты. Их расстреливали в саду у каменного моста и сбрасывали в общую могилу.

Семь монахинь Митрофаньевского монастыря были сварены большевиками живьем в кипящей смоле за то, что участвовали в молебне вместе с воинами Добровольческой армии.

После занятия города белыми тюрьму открыли для обозрения. В следственных кабинетах были обнаружены пыточные приспособления, например, венец, подобный тому, какой был на Спасителе, только вместо шипов терна – гвозди, его надевали на голову жертвы и затем сжимали. Были особые приспособления для ломания рук. Белые предложили населению пойти к устроенным большевиками братским могилам, чтобы разыскать своих пропавших без вести родственников. Тела в могилах были едва присыпаны землей, и из-под земли во многих местах были видны концы ряс расстрелянных священников. Пятеро убитых иеромонахов были перенесены для отпевания в часовню Митрофаньевского монастыря. Перед смертью все они претерпели жестокие мучения. Отца Нектария таскали за ноги, переломали ему руки и ноги, забивали под ногти деревянные гвозди и "причащали" оловом. Вся кожа с рук у него была содрана. После отпевания священномученики были погребены за Митрофаньевским собором у монастырской стены.

Священник Георгий Снесарев служил в больничной церкви иконы Знамения Божией Матери в городе Воронеже. Замучен в 1919 году. Ему было нанесено шестьдесят три раны; снят скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки. Он был изуродован настолько, что его почти невозможно было узнать.

Священник Даниил Алферов служил в храме села Мартенки. В сентябре 1920 года в село вошли большевики. Священник был арестован и обвинен в преступлениях против революции. Большевики на площади перед церковью расстреляли отца Даниила, затем расстреляли его жену Клавдию и старшего сына Василия, которому было тогда восемнадцать лет.

Священник Митрофан Девицкий родился в 1877 году в селе Давыдовка Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона Михаила Девицкого, служившего в Казанской церкви этого села. По окончании Духовной семинарии Митрофан Михайлович поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1903 году со степенью кандидата богословия и был назначен во Владикавказское духовное училище преподавателем русского и церковно-славянского языков.

В 1904 году Митрофан Михайлович женился, был рукоположен в сан священника и назначен инспектором и законоучителем женского епархиального училища. В 1906 году отец Митрофан переехал с семьей в Воронеж и поступил законоучителем в мужскую гимназию. В сентябре 1907 года он был назначен настоятелем Тихвино-Онуфриевской церкви, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при храме и преподавателем Закона Божия в техническом железнодорожном училище.

В ноябре 1909 года отец Митрофан был назначен настоятелем Воскресенского храма в Воронеже. В 1914 году его усилиями была построена при храме богадельня. После революции во время гражданской войны отец Митрофан переехал с семьей в село Старая Меловатка Богучарского уезда, где стал служить в одном из сельских храмов. В феврале 1920 года священник Митрофан Девицкий был расстрелян красноармейцами возле своего дома на глазах жены и детей.

Иеромонах Мелхиседек (в миру Михаил Федорович Хухрянский) родился в 1887 году в селе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. По окончании земской школы поступил послушником в Валуйский монастырь. В 1914 году Михаил Федорович был призван в армию и служил рядовым в 142-м Звенигородском полку на Северо-Западном фронте. Демобилизовавшись в конце 1917 года, он вернулся в родное село, где стал зарабатывать на жизнь сапожным ремеслом. В 1927 году он переехал в Воронеж и попросил архимандрита Игнатия (Бирюкова), бывшего настоятеля Валуйского монастыря, чтобы тот помог ему устроиться куда-нибудь псаломщиком. Отец Игнатий хорошо знал Михаила и порекомендовал церковному совету Алексеевского монастыря взять его сверхштатным псаломщиком с небольшой, но регулярной выплатой жалованья. Псаломщиком Михаил прослужил до марта 1928 года, когда церковный совет Алексеевского монастыря стал ходатайствовать перед епископом Воронежским Алексием (Буем) о его рукоположении. 26 марта 1928 года он был рукоположен в сан диакона, но в обязанности его по-прежнему входило читать и петь на левом клиросе во время продолжительных монастырских служб. Жалованье его было столь незначительно, что ему, чтобы содержать себя, приходилось подрабатывать починкой обуви.

В октябре 1928 года, почувствовав, что слабеет здоровьем, он попросил архимандрита Игнатия постричь его в мантию. 1 декабря 1928 года архимандрит Игнатий совершил постриг с наречением ему имени Мелхиседек.

26 августа 1929 года иеродиакон Мелхиседек был рукоположен во иеромонаха епископом Донецким и Бахмутовским Иоасафом (Поповым), жившим в то время в Новомосковске, и направлен служить в город Бирюч на место отсутствовавшего по болезни священника. Когда священник вернулся, отец Мелхиседек поехал в село Бутурлиновка, где служил благочинный, священник Александр Архангельский. Во время службы к отцу Мелхиседеку подошли крестьяне и стали просить его поехать в село Рудня служить у них. Он согласился и, получив благословение благочинного, 11 марта 1930 года приехал в село Рудня, а уже 15 апреля был арестован.

Его обвинили в том, что он вел антисоветскую и антиколхозную агитацию и был доверенным лицом настоятеля Валуйского монастыря архимандрита Игнатия (Бирюкова). Иеромонах Мелхиседек виновным себя не признал. Был расстрелян.

Священник Петр Васильевич Струков родился в 1887 году в селе Усмань Воронежской губернии в крестьянской семье. В 1916 году был призван в действующую армию, где служил рядовым в 274-м пехотном полку. В 1917 году, когда император отрекся от престола и вслед за этим рассыпались государство и фронт, Петр демобилизовался и вернулся домой. До 1927 года крестьянствовал, а в 1927 году переехал в Воронеж и поступил псаломщиком в Алексеевский монастырь. В 1930 году епископ Иоасаф (Попов) рукоположил его в сан священника, и он стал служить в Алексеевском монастыре, но прослужил здесь недолго: в том же году он был арестован.

Власти обвинили его в том, что он собирал деньги на помощь заключенным в тюрьмы, а также в том, что давал деньги духовенству из церковной кружки Алексеевского монастыря. Деньги якобы давались архимандритам Тихону (Кречкову) и Игнатию (Бирюкову), священнику Феодору Яковлеву и диакону Пантелеимону Пациоре. В обвинении говорилось, что духовенство Алексеевского монастыря утверждает, что советская власть дана в наказание за грехи, а священник Петр Струков дошел до того, что на исповеди спрашивал у женщин об их отношении к советской власти и о том, состоят ли они в колхозе. На следствии отец Петр виновным себя не признал; был расстрелян.

Диакон Пантелеимон Николаевич Пациора родился в 1882 году в Полтавской губернии в крестьянской семье, он приходился двоюродным братом архимандриту Иннокентию (Беде), который был келейником у архиепископа Петра (Зверева). Образование получил дома. Был рукоположен в сан диакона и служил в храме Алексеевского монастыря. Перед своим арестом архимандрит Иннокентий передал на хранение диакону Пантелеимону ковчежцы с частицами мощей. Диакон Пантелеимон был арестован в 1930 году вместе с духовенством Алексеевского монастыря. Был советской властью обвинен в том, что будто бы "выдавал себя за благодатного человека, как имеющий на своей квартире мощи святого; говорил, что советская власть от антихриста". Когда следователь предъявил ему обвинение, диакон Пантелеимон ответил: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как я никогда никакой агитацией против советской власти не занимался"... в организации никакой не состоял". По приговору Тройки ОГПУ диакон Пантелеимон был расстрелян.

Архимандрит Нектарий (Венедиктов) служил в Девичьем монастыре в городе Воронеже. Арестован в 1925 году. Умер в 1931 году в Средней Азии в ссылке.

Священник Николай Шабашев родился в 1873 году. Служил в селе Бутурлиновка. В 1932 году был арестован и сослан в Вологодскую область, где ссыльные занимались корчеванием леса и прокладкой дорог. Не выдержав непосильной работы, скончался, прожив после вынесения приговора чуть более года.

« Предыдущий термин Следующий термин »