Close
Мобильное приложение ЭБС "Университетская Библиотека Онлайн"
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР

ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР, литературы народностей Азиатской и отчасти Европейской территории СССР. К ним относятся следующие народности: манси (прежнее назв. вогулы) и ханты (остяки), нанайцы (гольды), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), удэге, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы) и др. Большинство из них живет в тундровой и таежной зоне Сибири и Дальнего Востока. До Октябрьской революции эти наиболее отсталые в хозяйственном и культурном отношении группы населения царской России не имели своей письменности и проявляли свои дарования в фольклоре, представляющем исключительную ценность для познания их трудовой деятельности, истории, психологии. Систематическое собирание его, изучение и публикация (начались с кон. XIX в.) связаны прежде всего с именами политических ссыльных, ставших позднее крупными учеными, — В. Г. Богораза (Тана) и др. Были выпущены сборники чукотского, юкагирского, гиляцкого (нивхского) фольклора.

Мифы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока в фантастической форме отражают их представления о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, об охотничьих промыслах. Разнообразны песни (в т. ч. песни-импровизации) — лирические, обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в других жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, их мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен народный оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистическим, бытовым началом, во многих из них выделяются социальные мотивы.

Вскоре после Октябрьской революции при ВЦИК СССР был создан Комитет содействия народностям северных окраин (1924 — 1935). В Ленинграде и некоторых городах Сибири для северян открылись специальные учебные заведения. Северные народы получили письменность на родных языках (для большинства из них с 1931 — на основе латинского, а с 1937 — на основе русского алфавита). Советские лингвисты и этнографы составили для них буквари и учебники.

Начали выходить коллективные сборники художественных произведений, созданных северянами: «О нашей жизни» (в. 1—2, 1929), «Тайга и тундра» (сб. 1—3, 1928 — 1933), «Север поет» (1939), «Солнце над чумом» (1948), «Мы — люди Севера» (1949), «Север поет» (1961), «От Москвы до тайги одна ночевка» (1961) и др. У северных народностей появляются свои профессиональные писатели; возникает спец. отрасль советской науки — североведение. С 1961 проходят конференции литераторов народов Севера и Дальнего Востока, рассматривающие насущные проблемы развития северных литератур и фольклора.

Мансийская и хантыйская (ханты-мансийская) литература — литература близкородственных народностей манси и хантов. Наиболее древний пласт фольклора — мифы; в них главенствует Нуми-торум (верхнее небо, верхний бог), младшему сыну которого Мир-суснэ-хуму подчинены на земле все лесные духи.

Зачинатель литературы — хант Г. Д. Лазарев. Заметное явление современной литературы — творчество поэта и прозаика манси Ю. Н. Шесталова.

Нанайская литература — литература нанайцев. В устном творчестве преобладали сказки (нингман), главным образом героико-эпические (о подвигах защитников интересов рода Мэргэна и Пудин), сказки о животных и песни (дярин), которые исполнялись только мужчинами.

Среди зачинателей национальной литературы — поэт А. Д. Самар. Пользуется известностью творчество современного прозаика Г. Г. Ходжера, пишущего на нанайском и русском языках, поэта и прозаика А. А. Пассара.

Ненецкая литература — литература ненцев. В фольклоре преобладали реалистические по своему характеру героические песни (сюдбабац); в некоторых сказаниях воспет Ваули Пиеттомин — руководитель восстания бедноты на Обском Севере в 1‑й половине XIX в. Среди зачинателей литературы — художник и сказитель Тыко Вылка, Н. Вылка; среди современных писателей — И. Г. Истомин, Л. В. Лапцуй, И. А. Юганпелик, В. Н. Ледков.

Нивхская литература — литература нивхов. Среди писателей-нивхов наибольшей известностью пользуется В. М. Санги — поэт, прозаик, собиратель фольклора.

Удэгейская литература — литература удэгейцев. Зачинатель литературы и наиболее известный писатель — Дж. Б. Кимонко.

Чукотская литература — литература чукчей. Первый чукотский писатель — Тынэтэгын (Федор Тинетев). Формирование чукотских писателей происходило под воздействием творчества Богораза (Тана), Т. З. Семушкина, Н. Е. Шундика. В 50—60‑х гг. выступили талантливые чукотские писатели — прозаик Ю. С. Рытхэу, поэты В. Г. Кеулькут, А. А. Кымытваль, М. В. Вальгиргин и др.

Эвенкийская литература — литература эвенков. В фольклоре преобладали сказки, героический эпос, лирические песни. Зачинатель литературы — А. М. Салаткин (Лонтогир). Среди современных писателей-эвенков — А. Н. Платонов, Г. Я. Чинков, Н. В. Сахаров, А. Немтушкин.

Эвенская литература — литература эвенов. Первые авторы-эвены: из Якутии — Н. С. Тарабукин, с Камчатки — А. А. Черканов. На якутском и эвенском языках выходили сборники стихов П. Ламутского. Видный эвенкийский поэт — В. Д. Лебедев.

Эскимосская литература — литература азиатских эскимосов. Первые эскимосские рассказы были опубликованы в русском переводе в 1961 и принадлежали охотнику Айвангу. Среди современных эскимосских поэтов пользуется известностью Ю. М. Анко.

Юкагирская литература — литература юкагиров. В фольклоре преобладали исторические предания, сказки. Первый юкагирский писатель — Одулок Текки (Н. И. Спиридонов). Современная юкагирская литература представлена именами братьев Куриловых — прозаика С. Н. Курилова и поэта Улуро Адо (Г. Н. Курилов).

Издания и литература:
Языки и письменность народов Севера, ч. 1—3, М.-Л., 1934 — 1937;
Народы Сибири, М.-Л., 1956;
Сказки народов Севера, М.-Л., 1959;
Творчество народов Дальнего Севера, Магадан, 1958;
Романенко Д., У могучих истоков, М., 1963;
Комановский Б. Л., Самые молодые литературы, М., 1973;
Смольников И. Ф., Совр. легенды, М., 1975;
Пархоменко М. Н., Многонациональное единство советской литературы, М., 1978;
его же, Рождение нового эпоса, М., 1979;
Николаев К., Голоса новой Чукотки. Литература народностей Крайнего Северо-Востока, Магадан, 1980;
Санги В., От исторических преданий до исторических романов, «Дружба народов», 1981, № 4;
Лебедев Ж. К., Эпические памятники народов Крайнего Севера, Новосиб., 1982.

Б. Л. Комановский, Ю. М. Шпрыгов.

Обращений к термину: 1
« Предыдущий термин Следующий термин »