Close

Электронные книги в публичных библиотеках США: новые исследования



Настоящая статья является продолжением предыдущей, в которой было представлено исследование, касающееся использования электронных книг в академических библиотек США. Предмет второй статьи – результаты аналогичного социологического исследования «Использование электронных книг в публичных библиотеках США в 2012 г.», проведенного известным журналом «Library Journal».


Исследование подготовлено на основе опроса, проводимого третий год подряд. В опросе приняли участие 820 библиотек. Из них первая треть – самостоятельные библиотеки, вторая треть – головные организация централизованной библиотечной системы (multi-branch system), последняя треть – их филиалы. Т.е. среди участников представлены как крупные, так средние и небольшие библиотеки. Больше половины из библиотек обслуживают более 50 000 населения. 62% имеют общий бюджет более $ 100 000, среди них 18% - более $ 1 млн. Средний библиотечный бюджет участников опроса равен $ 679 000.


Среди представленных библиотек только 11% не работает с электронными книгами (и это в основном небольшие библиотеки). 17% делает это уже более четырех лет. Однако треть опрошенных подключилась к процессу лишь в последние 1-2 года, к этому их побудил растущий спрос со стороны посетителей. Причины отсутствия работы с е-книгами у отказников переместились с прошлогодних оснований «нет денег для электронных книг» и «выбираем платформу» (с 54% и 40% в 2011 г., соответственно, до 43% и 25%) на «мы в процессе подключения» (35%). Почти исчезли такие причины, как «у пользователей отсутствуют устройства» (с 16% до 8%), «не понимаем логистики электронных книг» (с 8% до 2%), «сопротивление сотрудников библиотеки» (с 3% до 0%). Вместе с тем, 10% отказников продолжают считать, что на электронные книги нет спроса со стороны посетителей. И целые 3% из них сообщают, что не собираются в ближайшее время приобретать электронные ресурсы.


Это мнение не разделяет абсолютное большинство библиотек. 79% среди них считает, что спрос на электронные книги увеличивается «драматически», 18% - что «слегка». В этом слышится эмоциональная тревога отставания библиотеки от требований времени. В среднем, в американских публичных библиотеках предлагается доступ к 10 000 книгам. Более 10 000 книг способны предложить 26% библиотек, в основном крупные. В то же время, еще два года назад, в 2010 г. среднее число е-книг не превышало 1 500. За последний год число доступных книг во всех категориях библиотек удвоилось, а то и утроилось.


Это меньше, чем имеют академические библиотеки. Однако по количеству обращений, т.е. по популярности электронных книг, публичные библиотеки не уступают университетским: если в 2010 средний показатель составлял 5000, то в 2011 – 11 000, а в 2012 – уже 44 000 обращений (для академических библиотек аналогичный показатель составляет 24 000). Взрывной рост налицо.


Ключевыми вопросами для публичных библиотек, как выявило исследование, является ценовая политика издателей и политика доступа, форматы и устройства. Основное удивление, которое несет в себе исследование – разительное отличие практики работы с электронными книгами между публичными и академическими библиотеками. Различие в целях с академическими библиотеками проявилось, прежде всего, в характере работы с электронной книгой. Публичные библиотеки, ориентируясь на широкого пользователя и на художественную литературу, обращаются к иным вендорам электронных книг и работают с иными форматами, чем академические. 61%, т.е. почти две трети, желают работать с Epub, и вообще, с форматами, адаптированными под мобильные электронные устройства (планшеты и ридеры). Только 18% предпочитают PDF – и это существенное снижение с 42% в 2010 г. Показательно, что неопределившихся – всего 12%. Напомним, среди академических библиотек базовым форматом остается PDF.


Уверенная определенность свойственна и выбору устройств: 90% для чтения электронных книг в библиотеках использует ридеры (для американского рынка это, определенно, Kindle, Nook), 66% - планшеты (это Ipad и Kindle Fire), 41% - смартфоны, 33% - собственные лэптопы и только 2% пользуются для чтения электронных книг библиотечными компьютерами. Для сравнения, для российских библиотек пока актуален только доступ к библиотечным компьютерам. Однако и в США для академических библиотеках мобильные устройства являются только полезным дополнением. Очевидно, что для чтения, а не научной работы с книгой, библиотеки требуют от поставщиков ресурсов иного режима доступа к книге - возможности загрузки файлов, и таких 89%. Только 11% согласны довольствоваться онлайн-представлением книги. Очевидно, что и в этом случае практика публичных библиотек расходится с академическими библиотеками.


Есть различия и в технологиях: 57% позволяют пользователям загружать контент самостоятельно (по-видимому, с сайта вендора, с помощью логина-пароля), хотя эта величина падающая. 33%, треть, практикуют загрузку с библиотечных компьютеров. Растущей величиной, особенно для крупных библиотек, является загрузка со специальных терминалов, которые ставят в библиотеки поставщики контента (12%). Еще более интересна другая практика - выдачи гаджетов на дом. Это делает 20% библиотек (в среднем на библиотеку приходится 16 устройствами для этих целей). Остальные – смотрят и думают над этим. Только 40% отказываются от планов в этом направлении. Библиотеки начинают понимать свою новую роль в этой ситуации: «Ридеры становятся столь востребованы людьми, и они сами желают купить пару книжек. Однако после этой начальной фазы они приходят в библиотеку за контентом. И нам оказывается непросто объяснить, почему мы не можем помочь им в библиотеке» (8).


Что касается наиболее популярных категорий е-книг, которые востребованы в публичных библиотеках, то картина так же фундаментально отличается от академических библиотек. Бестселлеры интересуют 95%, в то время как в последних в них были заинтересованы только 8%. Художественная литература интересует 97% библиотек, нон-фикшн – 92% библиотек. Среди художественной литературы по нисходящей популярности идут фэнтези (63%), романы (46%) и триллеры (15%). Среди нон-фикшн – мемуары (62%), история (23%), психология (20%) и т.д. Очевидно, что в американских публичных библиотеках – не учатся, а читают.


Публичные библиотеки используют разнообразные модели приобретения электронных книг. Хотя лидерство сохраняет приобретение постоянного доступа (48%, при этом путем покупки файлов – всего 3%), растет популярность подписки (37%, с 27% годом ранее), сохраняет позиции разовая покупка с ежегодными взносами на поддержание или расширение коллекции (28%), сессия одновременного доступа (18%). Появляются новые модные способы приобретения доступа к электронным книгам. Таким является покупка книги на определенное количество раз обращения (например HarperCollins ограничивает книгу 26 обращениями, после чего книгу надо покупать снова) – 24%, User-driven-acquisition (комплектование по выбору пользователя) – 20%.


На что жалуются библиотеки больше все при работе с электронными книгами? 72% недовольны «длительным временем ожидания екниг», свойственным процессу заказа и получения доступа к отдельным книгам. Столько же, 71%, недовольны узким ассортиментом доступных книг, выражают досаду на то, что востребованные книги как раз недоступны в электронном формате (61%). На технические проблемы сложной процедуры загрузки жалуются 55% библиотек, сложности с DRM – 49%. 35% соглашаются с тем, что сложно донести до читателей информацию о наличии электронных книг. 31% считают препятствием отсутствие устройств для выдачи на дом. 26% - недостаток навыков. Интересно, что трудность чтения с экрана останавливает только 5% пользователей, но печатную книгу продолжает предпочитать 22%, хотя это уже никак не останавливает рост востребованности электронных книг.


В целом, публичные библиотеки в гораздо большей мере не удовлетворены ситуацией на рынке, чем академические. Помимо ограничений в доступе, особенно к новым книгам, издательства, считают библиотеки, неумеренно завышают цены. «Отсутствие доступа к большинству издательских наименований и ракетно взвинченные цены на те, что доступны, определенно влияют на нашу способность доводить ресурсы до пользователей», - признается один из руководителей библиотеки: «Мы платим выше, чем покупатели, и много выше, чем мы платим за физические копии» (9). Только 20% от опрошенных в целом удовлетворены ценовой политикой предложения, половина же (47%) – «разочарованы» ей, а еще треть (33%) – «очень разочарованы». Очевидно, что модель эквивалентной покупки копии, вместо бумажного экземпляра, не работает в условиях цифрового рынка. Любые лицензионные ограничения возмущают библиотеки, а снятие ограничений неоправданно поднимают цены (например, тройная цена за электронную копию Random House). При этом еще более острая проблема, волнующая библиотеки, – в том, что издатели вообще не дают книг: из «большой шестерки» издательств трое не работают с библиотеками в электронном формате вообще. Многие издатели ставят «запретительные цены», и библиотеки всерьез говорят о состоянии войны с издателями.


Первый ряд основных вендоров, обслуживающих публичные библиотеки, - иной, чем в случае вузовских библиотек. Здесь практически не встречается случаев, когда бы библиотеки работали с издательствами напрямую. На первом месте оказывается сервис OverDrive с 92%, - ресурс с наибольшими возможностями загрузки книг в мобильные устройства. На втором месте с большим отставанием - Gale Virtual Reference Library с 35%. Третий по популярности – ресурс открытого доступа, или художественной классики, Project Gutenberg (22$) и, наконец, EBSCO (с Netlibrary) – 20%. Основными критериями для выбора вендора является совокупность критериев «справедливой цены» (100%), качества ассортимента (99%) и поддержки устройств (98%). К качеству сервиса относится удобство пользования и администрирования платформы (98%), одновременный выход печатных и электронных версий (79%), интерфейс с встроенным собственным дизайном библиотеки (79%), сервисы обучения персонала (76%), перенос MARC-записей в OPAC (66%). Для американских библиотек также важно присутствие на рынке консорциумных предложений, позволяющих оптимизировать затраты на электронные ресурсы. Такими формами закупки пользуются 69% библиотек. На российском рынке, как известно, такая практика не распространена.


При этом библиотеки выделяют на электронные книги все еще небольшую часть бюджета. Половина (51%) библиотек отводят на них не больше 5% бюджета (год назад таких было 64%). Лишь 16% выделяют более 10% бюджета. В средних величинах за год доля бюджета удвоилась (с 3,3% до 6,6%). Библиотеки в массовом порядке перереаспределяют бюджеты с бумажных книг на электронные (это делают 70% респондентов). И в краткосрочной перспектива доля бюджета на цифру для всех типов библиотек будет увеличиваться, выходя за пределы 10%. В деньгах получается, что свыше четверти библиотек (26%) расходуют на электронные книги более $ 30 000. В среднем медианное значение среди респондентов составляет $ 10 500, хотя для крупных библиотек эта величина составляет $ 195 500, что говорит о большом разбросе в закупочной политике библиотек.


Абсолютные величины свидетельствуют о том, что публичные библиотеки в США только начали осваивать для себя новую цифровую стезю. Деньги они тратят небольшие – 6,6% бюджета, в то время как цифровое книгоиздание в Америке уже сегодня составляет более 25% книжного рынка. И объем доступных книг очень невелик – в среднем 10 тысяч, в то время как крупнейшие вендоры предлагают ассортимент свыше 1 млн. (OverDrive) книг более 1000 издательств.


В то же время очевидно, что американские публичные библиотеки находятся сегодня на совершенно ином этапе движения по цифровой магистрали, чем библиотеки российские. Американские библиотеки по-настоящему обеспокоены тем, что в новой медийной среде издательства и читатели уже не так заинтересованы в сотрудничестве с библиотеками, они верят в цифровое будущее книг и с энтузиазмом борются за свое будущее. «Электронные книги – это наше настоящее и наше будущее, - восклицает одна из участниц опроса. – Наша библиотека работает очень интенсивно, но статистика обращения к традиционным материалам продолжает падать двузначными цифрами каждый месяц, в то время как обращение к электронным материалам продолжает возрастать» (49). «Электронные книги, - признается другая, - привели новое поколение читателей в наши библиотеки. Эта технология открыла широкую дорогу к великому взрыву знания и вдохновения» (48). Практически в каждой библиотеке есть доступ к электронным книгам, обсуждаются вопросы работы с ридерами и форматами, выбора платформ и коллекций, происходит перераспределение бюджетов. Наши дискуссии пока заполнены пустопорожними разговорами о том, есть ли у традиционной книги будущее или нет, как будто кто-то собирается ее «закрыть». А в практическое решение вопросов, освещенных выше, включено от силы десяток библиотек-лидеров национального масштаба.