Close
Боборыкин Пётр Дмитриевич

Боборыкин Петр Дмитриевич — писатель, публицист, критик и историк литерату­ры, театральный деятель, мемуарист, переводчик. Родился 15(27)августа 1836 года,в Нижнем Новгороде, в семье состоятельного помещика. Учился в Казанском университете на юридическом, затем в Дерптском — на физико-математическом факультетах. Еще в студенческие годы он решил посвятить себя литературной деятельности. С 1856 Петр Дмитриевич занимается научными переводами. В 1860 публикует драму «Однодворец». В 1862—64 — во многом автобио­графический роман «В путь-дорогу». У Боборыкина с самого начала его творческого пути умеренно-либеральные взгляды. Как фельетонист (псевдоним «Петр Нескажусь») он выступает против идей Чернышевского и высмеивает нигилистов. В 1863 Боборыкин становится редактором-издателем «Библиотеки для чтения». В 1865, не завоевав симпатий читателей и скомпрометировав себя публикацией антинигилистического романа Лескова «Некуда», журнал терпит финансовый крах и закрывается. Произведения Боборыкина П.Д. 60-х гг. социально индифферентны. В романе «В путь-дорогу» он пишет по преимуществу о любовных похождениях и пирушках студентов, а молодежь, протестующая против деспотизма, остается вне поля его зрения. В пьесах «Ребенок», «Старое зло» изображаются об­манутые женщины и интимная сторона их жизни. В «Жертва вечерняя» (1868) дана критическая оценка светской среды оттесняется натуралистическим описанием сексуальных переживаний героев. В 70-е годы в творчестве Боборыкина возрастает внимание к социальным и политическим вопросам, но они решаются в том же расплывчатом либерально-буржуазном духе. В 1865-71 находясь за границей Петр Дмитриевич встречается с Герценом, Огаревым, Лавровым, Бакуниным, интересуется общественными событиями, волнующими Европу этих лет. В качестве корреспондента он присутствует на Брюссельском конгрессе I Интернационала и дает о нем отчеты в газете «Голос» (1868, № 239, 241—245). Честно стремясь к объективному освещению работы I Интернационала, Боборыкин не мог все же понять его истинного значения. В 1871 он печатает в «Отечественных записках» корреспонденции о Парижской коммуне («На развалинах Парижа»), осуждающие кровавое торжество реакции. В 1876 Петр Дмитриевич возвращается в Россию и в 70—80-е годы проявляет необычайную плодовитость в качестве беллетриста. В 80-х и 90-х гг. вышли два не повторяющих друг друга двенадцати томных собрания его сочинений, включивших лишь незначительную часть всего им написанного, достигшего 80 томов. Широкую известность приобрел роман Боборыкина П.Д. «Солидные добродетели» (1870) о жизни либеральных земцев, промышленных дельцов, занимающихся, по его мнению, полезными делами в противоположность интеллигенции, праздношатающейся по Москве, Парижу и Вене и любящей «больше лясы точить». Успехом пользовались и его романы: «Дельцы» (1872—73), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892), воссоздающие бурное развитие русского капитализма. Роман «Дельцы», отражая промышленный ажиотаж и акционерную горячку, не лишен правдивых картин буржуазного хищничества, но в целом торжество капитализма в России оценивается в нем апологетически. Герои «Китай-города» — банковский деятель, воротила-промышленник, купчиха, — наделяясь благонамеренной моралью, показываются носителями общенациональных интересов. По словам Горького, в образе главного героя романа «Василий Теркин» писатель первым в русской литературе пытался дать политически мыслящего купца. «Амбарный Сократ» Теркин, сам вышедший из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду». В 80-е и 90-е годы в романах: «Из новых» (1887), «На ущербе» (1890), «Перевал» (1894), «Ходок» (1895) Петр Дмитриевич Боборыкин вновь обращается к теме интеллигенции. Придавая первенствующее значение в общественном прогрессе «деятелям умственного освобождения», писатель оказался способным изобразить лишь характеры и нравы либеральной интеллигенции, не поднимаясь до объективно-исторической оценки ее консервативного мышления, робости и апатии в общественной борьбе. В лучшем из своих произведений об интеллигенции — повести «Поумнел» (1890) Боборыкин, однако, чутко уловил процессы поправения в народнических кругах и справедливо осудил это позорнейшее «веяние времени». В 90-х гг. Петр Дмитриевич пишет несколько романов о пролетариате: «По-другому» (1897), «Тяга» (1898). Им явно недостает знания изображаемой социальной среды. Исходя из своих либерально-буржуазных взглядов, писатель опорочивает рабочих с революционно-марксистскими устремлениями и рисует с симпатией рабочих, видящих обновление жизни в культурных начинаниях гуманных хозяев фабрики («Тяга»). Неприятие Боборыкиным революционных методов борьбы выражено и в романе о 1905 годе «Великая разруха» (1908). Петру Дмитриевичу Боборыкину принадлежит свыше 30 пьес, по большей части психологического характера. Натурализм любовных сцен, адюльтер послужили поводом запрещения пьес: «Старые дни», «Первый муж», «Доктор Мошков». Среди многочисленных его рассказов выделяются верностью передачи быта простых тружеников: «Морз и Юз», «В отъезд», «Вторая от воды»,  «Проездом», «У плиты», «Голубой лиф». Литературно-критические воззрения Боборыкина, ограниченные буржуазным объективизмом, естественно ведшим к защите принципов натурализма, с наибольшей отчетливостью высказаны в статьях: «Мысли о критике литературного творчества» («Слово», 1878, № 5), «Наша литературная критика» («Наблюдатель», 1883, № 1), «Красота, жизнь и творчество» (1893). Непримиримо отрицательно относясь к общественной активности русской революционно-демократической критики, Боборыкин видит научные основы литературной критики во взглядах представителей западноевропейской психологической школы. Самый крупный историко-литературный труд Петра Дмитриевича - «Европейский роман в 19 столетии» (т. 1, 1900)—ценен лишь фактическим материалом. В 1891 Боборыкин навсегда покидает Россию. В 900-е годы он работает преимущественно над мемуарами: «Вечный город» (1903), «Столицы мира» (1911), «За полвека». Обилие фактов и впечатлений делает воспоминания Боборыкина П.Д. интересными для изучения литературной и театральной жизни России и Европы 50-х — начала 70-х годов. Произведения Петра Дмитриевича откликались, как правило, на «последний крик» жизни. Однако уже современников писателя не удовлетворяла натуралистическая описательность, поверхностность в освещении поставленных проблем. По характеристике критика революционера-народника Ткачева, Боборыкин П. Д. — «фельетонный беллетрист», способный лишь к наблюдению, но не обобщению. Эмпиризм свойствен Боборыкину и в характеристике эпохи и в изображении человека. Герои Петра Дмитриевича почти всегда портретны, являются копиями с живых образцов, художественно аморфны и бесцветны. Натуралистичность его творческих принципов сказывается и в бесстрастии его авторского отношения к изображаемому, что нередко даже сбивало критику в определении позиций писателя. Романы Боборыкина композиционно дробны и растянуты. В бытописании своей эпохи ему свойственна и острая наблюдательность. Особая яркость жанровой живописи признана за лучшим его романом «Китай-город». Рельефно, протокольно точно воспроизводятся здесь быт и нравы сытой купеческой Москвы, особый колорит ее торгового центра, приобретшего почти европейский вид. Некоторые верно схваченные приметы времени в нравах и деталях общественного быта и придают произведениям Боборыкина П.Д. ценность документально-исторических свидетельств. Умер 12 августа 1921 года, в Лугано, Швейцария.

Из энциклопедии Литературный энциклопедический словарь

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Энциклопедия «Москва»
Большая Советская энциклопедия
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Литературная энциклопедия в 11 томах
Словарь литературных типов
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Публикации
Боборыкин П.Д. "Истинно-научное знание". (1901)
Боборыкин П.Д. В путь-дорогу! (1864)
Боборыкин П.Д. В чужом поле. (1872)
Боборыкин П.Д. Великая разруха. (1908)
Боборыкин П.Д. Воспоминания, т. 1-2. (1965)
Боборыкин П.Д. Дельцы. (1974)
Боборыкин П.Д. Доктор Мошков. (1885)
Боборыкин П.Д. Доктор Цыбулька. (1875)
Боборыкин П.Д. Ее воспитанница. Кушать нечего. Ни большая, ни маленькая.
Боборыкин П.Д. Жертва вечерняя. (1868)
Боборыкин П.Д. Земские силы. (1865)
Боборыкин П.Д. Искусство чтения. (1882)
Боборыкин П.Д. Накипь. (1889)
Боборыкин П.Д. Народный театр. (1886)
Боборыкин П.Д. Не первые, не последние. (1911)
Боборыкин П.Д. Обмирщение. (1912)
Боборыкин П.Д. Пересилило. (1896)
Боборыкин П.Д. По-американски! Поддели! Фараончики. Посестрие. (1900)
Боборыкин П.Д. Полжизни. (1900)
Боборыкин П.Д. Повести и рассказы. (1872)

Боборыкин П.Д. Солидные добродетели. (1871)
Боборыкин П.Д. Старые счеты. (1874)
Боборыкин П.Д. Столицы мира. (1911)

Боборыкин П.Д. Сытые. (1879)
Боборыкин П.Д. Третий звонок. (1900)

Боборыкин П.Д. Труп. (1893)
Книги автора, размещенные в ЭБС: 35