Close
Бурлюк Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович — поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из "купцов-козаков" — с 1885 года, продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях. Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 году увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 годом. В 1898 году поступил в Казанское художественное училище, в 1899 году перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 году вернулся в Казань. Писательский дебют состоялся в херсонской газете "Юг" (первая публикация — 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 годы учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств — у профессора Вилли Дица; парижская мастерская "Эколь де Базар" — у художника Кормона). В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 году принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом. В 1907 году семья в очередной раз переезжает. На этот раз — в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке "Стефанос". С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей. В 1909 году вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 году поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 – 1910 годы Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.    "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также "Гилея" (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами. Первый сборник группы — "Садок судей" (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 года относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния. По инициативе Бурлюка в 1912 году был выпущен сборник "Пощёчина общественному вкусу" (1912) с девизом "В защиту свободного искусства". Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912 – 1914 годах Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты. Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах. В 1913 – 1914 годы вместе с В. Маяковским и В. Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов). Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В. Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 года совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 года единогласно исключил их из училища. В 1915 году выходит сборник "Весеннее контрагентство муз", в 1916 — сборник "Четыре птицы". В 1915 – 1917 годах Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 году принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 года остался за линией фронта. В 1918 – 1919 годы уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919 – 1920 годы выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920 – 1922 годах жил в Японии. С 1 сентября 1922 года жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 году приезжал в СССР. Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию "отца российского футуризма", всячески им поддерживаемую (это определение вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка). В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собственное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских "проклятых" поэтов; а позднее — экспрессионистских течений в поэзии и прозе.

Из энциклопедии Литературный энциклопедический словарь

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия
Иванян Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений
Литературный энциклопедический словарь
Большая Советская энциклопедия
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Литературная энциклопедия в 11 томах
Публикации
Бурлюк Д. 1/2 века. (1932)
Бурлюк Д.Д. Галдящие "Бенуа" и новое русское национальное искусство. (1913)
Бурлюк Д.Д. Горький. (1929)
Бурлюк Д.Д. Интересные встречи. (2005)
Бурлюк Д.Д. К 25-летию художественно литературной деятельности: (стихи 1898 г. - 1923 г.)
Бурлюк Д.Д. Открытое письмо русским критикам. (1913)
Бурлюк Д.Д. Пояснения к картинам Давида Бурлюка, находящимся на выставке. 1916 г. Москва. (1916)
Бурлюк Д.Д. Радио-манифест
Бурлюк Д.Д. Рерих. Жизнь и творчество
Бурлюк Д.Д. Толстой. (1929)

Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. (1994)
Бурлюк Д.Д. Энтелехизм: теория, критика, стихи, картины (1907-1930). (1930)

Книги автора, размещенные в ЭБС: 3