Close
Бабель Исаак Эммануилович

Бабель Исаак Эммануилович — выдающийся новеллист. Родился 30 июня 1894 года, в городе Одессе, в семье еврейского купца. Литературную работу начал в 1915 году, в журнале Горького "Летопись" рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии "Конармия" появился в 1924 году. В дальнейшем творчество его в отношении тематики пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Бабель дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу "Конармия", с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра ("Закат", 1928) и кинематографического сценария ("Беня Крик") материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические ("История моей голубятни" и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик ("Одесские рассказы", "Король", "Как это делалось в Одессе". К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Бабеля). Все до сих пор написанное Бабелем вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может идти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства ("Исусов грех", "Ты проморгал, капитан"). Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Бабеля о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Бабеля молодая советская литература получила сильного художника, "попутчика", с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Бабеля — крупного художника-пионера революционной тематики — ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к литературным фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Бабеля о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного лит-ого мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере не правы поэтому были те критики, которые желали видеть в "Конармии" Бабеля реалистическое произведение, адекватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам товарищ Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, которым Бабель, по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Бабель не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, превратила Бабеля в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. "История моей голубятни"), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Бабеля несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Бабеля-художника — черта, характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Бабеля, определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Бабеля выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Бабеля как реалиста с точки зрения верности его зарисовок натуре совершенно невозможно. Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью, как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.

Из энциклопедии Литературная энциклопедия в 11 томах

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Большая Советская энциклопедия
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Литературная энциклопедия в 11 томах
Публикации
Бабель И.Э. Дневник 1920 (конармейский). (2000)
Бабель И.Э. Закат. (1928)
Бабель И.Э. Избранное. (1966)
Бабель И.Э. Избранные рассказы. (1936)
Бабель И.Э. История моей голубятни. (1927)
Бабель И.Э. Конармия. (1926)
Бабель И.Э. Мария. (1935)
Бабель И.Э. Одесские рассказы. (1931)
Бабель И.Э. Письма другу. Из архива И.Л. Лившица. (2007)
Бабель И.Э. Пробуждение. (1989)
Бабель И.Э. Рассказы. (1925)
Бабель И.Э. Сочинения, т. 1-2. (1990)
Книги автора, размещенные в ЭБС: 0