Close
Полонская Вероника Витольдовна

Вероника Витольдовна Полонская — советская актриса театра и кино. Последняя любовная привязанность и единственная свидетельница самоубийства Владимира Маяковского. Вероника родилась в Москве 6 июня 1908 года в семье актёров Малого театра — звезды русского дореволюционного кинематографа Витольда Полонского и актрисы Ольги Гладковой. Впервые снялась в немом кино вместе с отцом в 7-летнем возрасте, почувствовала магию камеры. Были у Вероники и другие детские роли. В шестнадцатилетнем возрасте в 1924 году поступила в школу Московского Художественного театра и осталась в нём после окончания школы. Училась в студии у Николая Баталова, Юрия Завадского, уроки актёрского мастерства ей давал Константин Станиславский. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном В. И. Немировичем-Данченко. В кинематографе дебютировала в картине «Стеклянный глаз» у режиссёров Лили Брик и Владимира Жемчужного. Вторая картина Полонской — «Конвейер смерти» Ивана Пырьева, где её партнёршами были Тамара Макарова и Ада Войцик. Следующий фильм — «Три товарища» режиссёра Семёна Тимошенко.Полонская стала последней любовной привязанностью Владимира Маяковского и осталась в истории также как женщина, находившаяся рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни. В предсмертной записке Маяковский, в частности, написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская». На похоронах Вероника присутствовать не решилась, так как мать и сёстры Маяковского считали её виновной в гибели поэта. В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году. «Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…» — сказала Вероника Витольдовна в интервью 1990 года. В 1935—1936 годы служила в театре-студии Юрия Завадского, в 1937 — в Ростовском театре драмы, в 1938—1940 годах — снова во МХАТе, в 1940—1973 годах — в Московском театре имени М. Н. Ермоловой. В 1960-е годы снялась в эпопее «Война и мир» у Сергея Бондарчука, где дворянская стать и манеры Полонской пришлись весьма кстати. На склоне лет Полонская застала эпоху перестроечного кино. Ей пришлись по вкусу картины Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и Василия Пичула «Маленькая Вера». Последние годы жизни Полонской прошли в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной  в Москве, где она в возрасте 86 лет и скончалась 14 сентября 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Публикации
Книги автора, размещенные в ЭБС: 1