Close
Феофан (Елеазар Прокопович) архиеп.

Архиепископ Феофан (в миру Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопович) - епископ Православной Российской церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего правительствующего синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Православной Российской церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I. Родился 8 (18) июня 1681 года в Киеве, в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагидокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Академии. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Френсисом Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 вызвал его в Петербург. Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской. При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода. С 1725 был архиепископом Новгородским. В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734 года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа (Хвабулова), ни слова не понимавшего по-русски. Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе, концепция которого впоследствии стала официальной государствообразующей в Российской империи, и о самодержце Великой, Малой и Белой Руси. Умер 8(19) сентября 1736 года в Санкт-Петербурге.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Большая Советская энциклопедия
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Энциклопедический словарь «История Отечества»
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Публикации

Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Богословие Иринея Фальковского, составленное по Богословию Феофана Прокоповича. (первая четверть XIX в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Богословское учение о состоянии неповрежденнаго человека, или о том каков был Адам в раю? (1785)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Державнеишаго государя царя, и великаго князя, Петра Перваго. По долгом странствовании, в царствующии свои Санктъпитербурх возвратившагося: сын его величества, благороднеиший государь царевичь, и великии князь, Петр Петровичь, двоелетныи младенец, аки своими усты приветствует. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. (1861)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Избранные труды. (2010)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых. (1724)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным крещаемых. (1724)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. История императора Петра Великаго, от рождения его до Полтавской баталии, и взятия в плен осталных шведских войск при Переволочне, включительно; Сочиненная Феофаном Прокоповичем, после бывшим архиепископом Великаго Новагорода и Великих Лук, ; Изданная с обретающагося, в Кабинетской архиве дел его императорскаго величества списка, правленнаго рукою самаго сочинителя. (1773)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. История о избрании и восшествии на престол блаженные и вечнодостойные памяти государыни императрицы Анны Иоанновны самодержицы всероссийские. (1837)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Книжица. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Курс догматического богословия, читанный Феофаном Прокоповичем в Киево-Могилянской академии в 1708-1710 гг. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Надежда добрых и долгих лет Российской монархии (Слово на день рождения царевича Петра Петровича). (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Наставление по реторике. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. О браках правоверных лиц с иноверными. (1781)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Оправдание поливательнаго крещения. (1913)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Панегирикос или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе. (1709)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Первое учение отроком. (1798)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Правда воли монаршеи. (1722)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Разсуждение о книзе Соломоновой, нарицаемой Песни песней, яко она есть, не человеческою волею, но Духа Святаго вдохновением написана от Соломона, и яко не плотский в ней разум, но духовный и божественный заключается, и есть книга, от числа несомненных книг, Священнаго Писания, Ветхаго Завета; супротиво неискусных, и малоразсудных мудрецов, легко о книзе сей помышляющих, и в ней телесная Соломонова с невестою своею, дщерию фараоновою любления быти мнящих; Сочиненное архиепископом Великаго Новагорода и Великих Лук Феофаном Прокоповичем в лето от воплощения Бога слова 1730. (1774)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Разсуждение о нетлении мощей святых угодников Божиих, в киевских пещерах, нетленно почивающих. (1786)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Рассуждение о происхождении Святого Духа. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Розыск историческии, коих ради вин, и въяковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме. (1721)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сборник выписей из сочинений Феофана Прокоповича. (вторая четверть XIX в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сборник сочинений Феофана Прокоповича. (1759)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день вшествия на всероссиискии престол самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Анны Иоанновны всея России. : Иануариа 19 дня, 1733 года. : О том, что царская власть собственным промыслом божиим получается. (1733)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день Александра Невскаго. (1720)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день воспоминания коронации Екатерины I. (1726)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день Рождества Христова. (1917)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в неделю осмую на десять. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на новое 1725 лето. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на погребение Петра Великаго. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на похвалу памяти Петра Великаго. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о великом деле Божии, сие есть о обращении языков ... в день Петра и Павла. (1720)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о власти и чести царской. (1718)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о мире со Швецией. (1723)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное в день великомученицы Екатерины. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное о баталии Полтавской. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное о флоте Российском. (1721)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово Феофана Прокоповича в день св. равноапостольного князя Владимира и Дума о Богдане Хмельницком и Барабаше с мотивом. (1888)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сокращенное христианское учение. (1765)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сочинения. (1961)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича, архиепископа Великаго Новаграда и Великих Лук, Святейшаго правительствующаго синода вице-президента, а потом первенствующаго члена, Истинное оправдание правоверных християн, крещением поливательным во Христа крещаемых, неправедно же и злобно, аки бы таковое их крещение не важное было, невежами порицаемых, многими доводами от Священных Писаний, древних учителей и историй церковных, от разсуждения силы святаго сего християнскаго тайнодействия, и его с таинством евхаристии соразсуждения, и от многих и различных обстоятельств, ясно показанное. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича, Показание об антихристе. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича архиепископа Великаго Новаграда и Великих Лук, Святейшаго правительствующаго синода вицепрезидента, а потом первенствующаго члена Слова и речи поучительныя, похвальныя и поздравительныя собранныя и некоторыя вторым тиснением, а другия вновь напечатанныя. (1774)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича архиепископа Великаго Новагорода и Великих Лук, Четыре сочинения, а именно: I. История о начатии и продолжении раздора между греками и римлянами о исхождении Святаго Духа. II. Православное християнское учение о хуле на Духа Святаго. III. Православное християнское учение о благодатном человека грешнаго чрез Иисуса Христа оправдании и IV. Особенное разсуждение о грехе смертном и простительном. : Выбранныя из богословской его системы. (1773)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича Вещи и дела, о которых духовный учитель народу християнскому проповедати должен: иная общая всем, а иная некиим собственная. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича Разсуждение о присяге, или клятве, подобает ли християном присягать, или клятися всемогущим богом. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Христовы о блаженствах проповеди толкование. (1722)


Книги автора, размещенные в ЭБС: 13