Close
Библер Владимир Соломонович

Библер, Владимир Соломонович (04.07.1918-03.06.2000) - спец. в обл. филос. логики и филос. культуры. Окончил ист. ф-т МГУ (1941) и ушел на фронт. По окончании Великой Отеч. войны полностью посвящает свои занятия филос. Занимается в асп. ИФ АН СССР. Канд. дисс. - "Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии" (1951). С 1951 по 1959 - доц. кафедры филос. Таджикского гос. ун-та. В 1959-1963 - доц. кафедры филос. Моск. горного ин-та. В 1963-1968 - ст. н. с. ИИЕиТ АН СССР, в 1968-1982 - ст. н. с. Ин-та всеобщей истории АН СССР, в 1982-1989 - вед. н. с. Ин-та педагогики и общей психол. АПН СССР. С 1989 - науч. рук. творч. коллектива "Диалог культур" в РГГУ. С 1967 по 1991 руководил филос. семинаром по проблемам филос. культуры и диалоги-ки. Результатом работы этого семинара явился эксперимент по развитию новой системы образования "Школа диалога культур", имеющей филиалы в Красноярске, Новосибирске, Харькове, Чайковском. Основы развиваемой Б. концепции можно определить следующим образом. Филос., или точнее филос. логика XX в., в канун XXI в. есть филос. логика культуры. Это исходное утверждение конкретизируется в следующих положениях. 1. В XX в. возникает кризис познающего разума, доминировавшего в Новое время. Однако этот кризис воспринимается обычно как общий кризис разумения и необходимость перехода к разл. толка ирра-ционалистическим системам. По мнению Б., в XX в. формируется новый всеобщий разум - разум диалогический, конкретнее всего определяемый как разум культуры. 2. В диалогическом разуме, проникающем в самые разл. сферы дух. жизни - искусство, науку, самые основы бытия человека,- оживают предшествовавшие формы разумения: разум эйдетический (античность), разум причащающий (средние века) и, наконец, собственно познающий разум. В эту же полифонию разумов включается разум Востока в его ист. развитии. 3. В этом диалоге разумов и логик реализуется диалог разл. культур в их всеобщих онтол. возможностях. В собственном смысле филос. логика XX в. есть логика начала логики, причем это начало предполагает взаимообоснование разл. форм разумения. 4. Эта общефилос. позиция основывается на анализе той реальной ситуации в бытии совр. человека, в к-ром сопряжение разл. культур и ценностных спектров является основой и обыденной, и дух. жизни человека. Эти идеи развиваются в осн. кн. Б., напечатанных за посл. годы. Труды Б. издавались в Польше, Чехословакии, Венгрии, Италии на соответствующих языках.
 
Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Публикации

Библер В.С. "Предметная деятельность" в концепции Маркса и самодетерминация индивида. (1993)
Библер В.С. Анализ развивающегося понятия. (в соавт.; 1967)
Библер В.С. Галилей и логика мышления Нового времени. Механика и цивилизация 17-19 вв. (1980)
Библер В.С. Замыслы. (2002)
Библер В.С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры. (1992)
Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). (1989)
Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. (1988)
Библер В.С. О системе категорий логики. (1958)
Библер В.С. Что есть философия? (очередное возвращение к исходному вопросу). (1995)


Книги автора, размещенные в ЭБС: 1