Close
Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев Владимир Сергеевич - русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Как мыслитель и утопист Соловьев оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием. В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным "оправданием" жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний Соловьева. Полагая, что "нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии", Соловьев связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле", понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями Соловьева признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России С. в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью "теургического делания", призванного к "избавлению" материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты, и с историософской теорией христианского "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве", 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у Соловьева оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия"богочеловеческого дела" (см., например, "История и будущность теократии", 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди Соловьева "Жизненная драма Платона" (1898) и в "Трёх разговорах" (1900). Конец жизни Соловьев отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии. Космическая тема решалась у Соловьева неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате "Смысл любви" (1892-1894) Соловьев хочет "досказать речь Диотимы" из "Пира" Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология Соловьева созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского. Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана служить метафизика Соловьева: собственно философская доктрина "всеединства" и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр "западной философии" как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, Соловьев противополагает ей в сфере гносеологии "цельное знание" (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии - "положительное всеединство", свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - "вечной женственности", личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию Соловьева Стихи "софийного цикла", посвященные "подруге вечной" - мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики Соловьева, попали впоследствии в центр внимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности (см. Символизм), Личный облик Соловьева - скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, "Рыцарь-монах", "Владимир Соловьев и наши дни", Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А. Белый, "Арабески", М., 1911, с. 387-94). Соловьев стоит у истоков "нового религиозного сознания" начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др.

Из энциклопедии Большая Советская энциклопедия

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Энциклопедия «Москва»
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Большая Советская энциклопедия
Мень А. Библиологический словарь
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Богословская энциклопедия
Словарь литературных типов
Литературная энциклопедия в 11 томах
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Энциклопедия «Москва»
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Большая Советская энциклопедия
Мень А. Библиологический словарь
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Богословская энциклопедия
Словарь литературных типов
Литературная энциклопедия в 11 томах
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Энциклопедия «Москва»
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Большая Советская энциклопедия
Мень А. Библиологический словарь
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Богословская энциклопедия
Словарь литературных типов
Литературная энциклопедия в 11 томах
Публикации
Соловьев В.С. "Неподвижно лишь солнце любви..." : Стихотворения. Проза. Письма. (1990)
Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. (1883)
Соловьев В.С. Взгляд первого славянофила на церковный раздор. (1884)
Соловьев В.С. Владимир Святой и христианское государство и Ответ на корреспонденцию из Кракова. (1913)
Соловьев В.С. Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей. (1886)
Соловьев В.С. Духовные основы жизни : 1882-1884. (1982)
Соловьев В.С. Еврейский вопрос - христианский вопрос. (1906)
Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос. (1884)
Соловьев В.С. Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве
Соловьев В.С. История и будущность теократии. (1887)
Соловьев В.С. Как пробудить наши церковные силы? (открытое письмо к С. А. Рачинскому). (1885)
Соловьев В.С. Краткая повесть об антихристе. (1995)
Соловьев В.С. Метафизика и положительная наука. (1875)
Соловьев В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве. (1873)
Соловьев В.С. Новозаветный Израиль. (1885)
Соловьев В.С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ Кавелину)
Соловьев В.С. О духовной власти в России (1881)
Соловьев В.С. О народности и народных делах России. (1884)
Соловьев В.С. О расколе в русском народе и обществе. (1882-188З)
Соловьев В.С. О философских трудах П.Д. Юркевича. (1874)
Соловьев В.С. О христианском единстве. (1994)
Соловьев В.С. О церковном вопросе по поводу старокатоликов. (1883)
Соловьев В.С. Опыт синтетической философии
Соловьев В.С. Ответ анонимному критику по вопросу о догматическом развитии в церкви. (1917)
Соловьев В.С. Ответ Н.Я. Данилевскому. (1885)
Соловьев В.С. Первоначальные судьбы теократии. (1885)
Соловьев В.С. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. (1908-1923)
Соловьев В.С. Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. (1909)
Соловьев В.С. Религиозные основы жизни. (1884)
Соловьев В.С. Соглашение с Римом и московские газеты. (1883)
Соловьев В.С. Смысл войны. (1915)
Соловьев В.С. Смысл мировой истории. (1908)
Соловьев В.С. Статьи о еврействе. (1979)
Соловьев В.С. Странное недоразумение (ответ г. Лесевичу). (1874)
Соловьев В.С. Тайна прогресса. (1898)
Соловьев В.С. Талмуд. (1906)
Соловьев В.С. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского : (1881-1883 гг.). (1884)
Соловьев В.С. Учение XII апостолов. (Введение к русскому изданию Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων.). (1886)
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. (1991)
Соловьев В.С. Философский словарь Владимира Соловьева. (1997)
Соловьев В.С. Церковь. (1909)
Книги автора, размещенные в ЭБС: 62