Close
Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев Владимир Сергеевич -  русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Родился 28 января 1853 года в Москве, в большой семье. Отцом его был известный историк С. М. Соловьев, и Владимир рос в атмосфере Московского университета. Соловьев рано присоединился к группе очень талантливых юмористов, которые называли себя кружком шекспиристов и развлекались сочинением забавных стишков и постановкой пародийных пьес. Самым ярким из них был граф Федор Соллогуб, лучший русский поэт-абсурдист после Козьмы Пруткова. Соловьев всю жизнь был приверженцем этого искусства.Но и в науке его успехи были блистательны. В 1875 году опубликовал свою диссертацию Кризис западной философии, направленную против позитивизма. В том же году он поехал в Лондон, где не выходил из Британского музея, изучая мистическое ученье о Софии Премудрости Божией. Там в читальном зале ему было видение, и он получил мистическое повеление немедленно ехать в Египет. В пустыне около Каира ему явилось его самое важное и полное видение – образ Софии. Характерно для Соловьева, что в юмористической поэме Три свидания, написанной через двадцать лет, глубоко лиричное и эзотерическое описание видений (включая раннее, 1862 г.) сопровождается стихами в духе Беппо или Дон Жуана. По возвращении в Россию Соловьев получил место приват-доцента философии сначала в Москве, потом в Петербурге. Но его университетская карьера была короткой: в марте 1881 года он произнес речь против смертной казни, в которой старался убедить нового императора Александра III не казнить убийц отца. Он мотивировал это тем, что, пойдя «вопреки всем расчетам и соображениям земной мудрости, Царь станет на высоту сверхчеловеческую и самим делом покажет божественное происхождение Царской власти». Несмотря на такую мотивировку, Соловьеву пришлось уйти из университета. В восьмидесятых годах Соловьев разрабатывал идею вселенской теократии, подводившей его все ближе и ближе к папскому Риму. Он поехал в Загреб и сблизился с католическим епископом Штросмайером, когда-то в 1870 году протестовавшим против постулата папской непогрешимости, но к этому времени уже послушным слугой Ватикана. Работы Соловьева этого периода собраны во французской книге La Russie et l’Eglise Universelle (1889); тут он занимает крайне проримскую позицию, защищая и непогрешимость папы, и Непорочное Зачатие, изображая папство как единственный бастион истинного православия на протяжении веков и отвергая русскую Церковь за то, что она подчиняется государству. Такая книга не могла появиться в России, но за границей она стала сенсацией. Однако Соловьев так и не сделался католиком и определение «новый русский человек», данное ему французским иезуитом д’Эрбини (в книге Un Newman Russe), совершенно неверно. Книга La Russie et l’Eglise Universelle явилась кульминацией проримских настроений Соловьева. Они скоро пошли на убыль, и в своей последней работе Соловьев обрисовал окончательное единение христианских церквей как союз между тремя равными церквами – православной, католической и протестантской, – где римский папа всего лишь primus inter pares (первый среди равных). В конце восьмидесятых и в девяностых годах Соловьев вел энергичную борьбу против националистической политики правительства Александра III. Эти статьи очень подняли его репутацию в либеральных сферах. При этом его мистическая жизнь продолжалась, хотя видения Софии после Египта прекратились. В девяностых годах мистицизм Соловьева стал менее ортодоксальным и принял форму странного «мистического романа» с финским озером Сайма, обильно отразившегося в его поэзии. Знавал он и дьявольские посещения: есть рассказ о том, как на него напал дьявол в обличьи косматого зверя. Соловьев пытался изгнать его, говоря, что Христос воскрес. Дьявол отвечал: «Христос может воскресать сколько угодно, но ты будешь моей жертвой». Утром Соловьева нашли лежащим на полу без сознанья. В последний год своей жизни Соловьев вступил в переписку с провинциальной газетчицей Анной Шмидт, которая уверовала, что она и есть воплощение Софии, а Соловьев – воплощение личности Христа. Ответы Соловьева были внешне юмористичны, а по сути сочувственны – он принимал ее поклонение. Но его мистическая жизнь была мало известна его современникам. Его знали только как философа-идеалиста и либерального полемиста. Последнее настолько подняло его в глазах интеллигенции, что радикальные издатели энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона пригласили его редактировать философский отдел, который тем самым стал вестись в духе, противоположном агностицизму и материализму. У Соловьева было много преданных последователей, развивавших его философские взгляды. В 1900 году Соловьев опубликовал свое последнее и с литературной точки самое важное сочинение – Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, с приложением повести об Антихристе. Разговоры были немедленно признаны шедеврами, но Повесть об Антихристе вызвала некоторое недоумение своей странно-конкретной верой в этого персонажа. Соловьев к тому времени был изможден слишком напряженной умственной, духовной и мистической жизнью. Он поехал отдыхать в подмосковное поместье Трубецких, Узкое. Там 31 июля 1900 года он умер от общего истощения.

Из энциклопедии Большая Советская энциклопедия

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Энциклопедия «Москва»
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Большая Советская энциклопедия
Мень А. Библиологический словарь
Литературный энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Богословская энциклопедия
Словарь литературных типов
Литературная энциклопедия в 11 томах
Публикации
Соловьев В.С. "Неподвижно лишь солнце любви..." : Стихотворения. Проза. Письма. (1990)
Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. (1883)
Соловьев В.С. Взгляд первого славянофила на церковный раздор. (1884)
Соловьев В.С. Владимир Святой и христианское государство и Ответ на корреспонденцию из Кракова. (1913)
Соловьев В.С. Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей. (1886)
Соловьев В.С. Духовные основы жизни : 1882-1884. (1982)
Соловьев В.С. Еврейский вопрос - христианский вопрос. (1906)
Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос. (1884)
Соловьев В.С. Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве
Соловьев В.С. История и будущность теократии. (1887)
Соловьев В.С. Как пробудить наши церковные силы? (открытое письмо к С. А. Рачинскому). (1885)
Соловьев В.С. Краткая повесть об антихристе. (1995)
Соловьев В.С. Метафизика и положительная наука. (1875)
Соловьев В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве. (1873)
Соловьев В.С. Новозаветный Израиль. (1885)
Соловьев В.С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ Кавелину)
Соловьев В.С. О духовной власти в России (1881)
Соловьев В.С. О народности и народных делах России. (1884)
Соловьев В.С. О расколе в русском народе и обществе. (1882-188З)
Соловьев В.С. О философских трудах П.Д. Юркевича. (1874)
Соловьев В.С. О христианском единстве. (1994)
Соловьев В.С. О церковном вопросе по поводу старокатоликов. (1883)
Соловьев В.С. Опыт синтетической философии
Соловьев В.С. Ответ анонимному критику по вопросу о догматическом развитии в церкви. (1917)
Соловьев В.С. Ответ Н.Я. Данилевскому. (1885)
Соловьев В.С. Первоначальные судьбы теократии. (1885)
Соловьев В.С. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. (1908-1923)
Соловьев В.С. Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. (1909)
Соловьев В.С. Религиозные основы жизни. (1884)
Соловьев В.С. Соглашение с Римом и московские газеты. (1883)
Соловьев В.С. Смысл войны. (1915)
Соловьев В.С. Смысл мировой истории. (1908)
Соловьев В.С. Статьи о еврействе. (1979)
Соловьев В.С. Странное недоразумение (ответ г. Лесевичу). (1874)
Соловьев В.С. Тайна прогресса. (1898)
Соловьев В.С. Талмуд. (1906)
Соловьев В.С. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества
Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского : (1881-1883 гг.). (1884)
Соловьев В.С. Учение XII апостолов. (Введение к русскому изданию Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων.). (1886)
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. (1991)
Соловьев В.С. Философский словарь Владимира Соловьева. (1997)
Соловьев В.С. Церковь. (1909)
Книги автора, размещенные в ЭБС: 62