Close
Крылов Алексей Николаевич

А.Н. Крылов родился в селе Висяге Ардатовского уезда Симбирской губернии (Ульяновская область) 3 (15) августа 1863 г. в семье состоятельных помещиков. Когда А.Н. Крылову исполнилось 9 лет, отец его, желая поправить свое здоровье, решил переехать на юг Франции. Вся семья поселилась в Марселе, где прожила 2 года. Здесь А.Н. Крылов был отдан полупансионером в частную школу. По возвращении в Россию А.Н. Крылов был вынужден переходить из одной школы в другую, так как его отец занялся коммерческой деятельностью, и семья поэтому часто меняла место жительства.
В 1878 г. А.Н. Крылов поступил в младший приготовительный класс Петербургского морского училища, блестяще выдержав вступительные экзамены. Свободное время в училище А.Н. Крылов посвящал изучению математических наук в объеме университетского курса. Дядя А.Н. Крылова – Александр Михайлович Ляпунов, в будущем знаменитый математик, оказал большое влияние на молодого А.Н. Крылова и руководил его математическими занятиями. В 1884 г. А.Н. Крылов окончил Морское училище и был произведен в мичманы с занесением его имени на мраморную доску.
По окончании Морского училища А.Н. Крылов был зачислен в компасную часть Главного гидрографического управления к известному крупнейшему специалисту по компасному делу И.П. де-Коллонгу, который еще раньше обратил внимание на блестящие успехи А.Н. Крылова. Под руководством И.П. де-Коллонга А.Н. Крылов выполнил свои первые научные работы по девиации компаса [1, 2]. Явление девиации компаса заключается в ошибках показаний магнитного компаса на корабле под влиянием судового железа. Основы теории девиации были заложены французским математиком Пуассоном в 1829 г. В то время эта проблема еще не была актуальной, так как железное судостроение только начинало развиваться. Крупнейшие заслуги в последующем развитии учения о девиации и, что особенно важно, в разработке методов по ее уничтожению, принадлежат в значительной степени русской науке. Трудами И.П. де-Коллонга и позднее А.Н. Крылова русское компасное дело стало на первое место в мире.
Добившись на первых порах своей научной деятельности значительных успехов, А.Н. Крылов не захотел ограничиваться этой сравнительно узкой областью знаний. Его привлекали теория корабля и кораблестроение вообще как “обширное поле для применения математики”. Готовясь к поступлению на кораблестроительное отделение Морской академии, А.Н. Крылов временно прикомандировывается в 1887 г. к Франко-русскому судостроительному заводу. Здесь он написал свою первую работу по кораблестроению [3]. После того как А.Н. Крылов проработал год на заводе, чтобы удовлетворить условиям поступления в академию, он был зачислен в 1888 г. в число слушателей Морской академии.
В конце 1890 г. А.Н. Крылов окончил Морскую академию с занесением его имени на мраморную доску. Он был оставлен при Академии для подготовки к профессорскому званию. Вскоре он стал штатным преподавателем Морского училища и доцентом Морской академии по математике. Вместе с тем он продолжал изучать математику и механику, посещая лекции, читавшиеся в Петербургском университете выдающимися учеными.
С 1892 г. А.Н. Крылов стал читать в Морской академии курс теории корабля. Создавая на деле первый в России систематический полный курс теории корабля, содержание которого становится как бы стандартом для последующих подобных курсов других авторов, А.Н. Крылов особое внимание уделил вопросам плавучести и остойчивости корабля. В 1893 г. в Париже появилась специальная работа А.Н. Крылова по этому вопросу [4], составившая эпоху в теории корабля. А.Н. Крылов пришел к заключению об особых удобствах использования при кораблестроительных вычислениях приближенных формул знаменитого русского академика П.Л. Чебышева, которые и вошли с того времени в практику не только нашего, но и заграничного кораблестроения.
С 1893 г. А.Н. Крылов начал читать в Морской академии учение о качке корабля. Этим вопросом занимался ряд ученых, начиная с Бернулли и Эйлера. А.Н. Крылов разработал теорию килевой качки корабля и изложил ее слушателям Морской академии в 1895 г. В двух работах, представленных в 1896–1898 гг. на рассмотрение Общества английских корабельных инженеров (на съездах которых по традиции собирались все лучшие представители мирового судостроения), А.Н. Крылов, доведя, как всегда с исчерпывающей полнотой вопрос до численных примеров, разрешил задачу сначала о качке корабля, идущего с любой скоростью перпендикулярно гребню волны, а потом – и при любом угле курса корабля по отношению к волне произвольного профиля [5, 6]. Эти работы составили эпоху в теории кораблестроения и покрыли молодого А.Н. Крылова неувядающей славой мирового ученого. От Общества английских корабельных инженеров он получил золотую медаль – награду, небывалую для иностранца.
С момента организации Политехнического института в Петербурге, в которой А.Н. Крылов принял деятельное участие, он читал на кораблестроительном факультете этого института курс вибрации судов – предмет тогда новый, ни в одном учебном заведении не излагавшийся. Речь идет об исследовании сотрясений корабля, вызываемых работой машины. А.Н. Крылов установил, что если период толчков судового механизма (например, периодов толчков поршня) близок к периоду собственных колебаний корабля, то наступает явление резонанса: корабль начинает вибрировать в такт оборотам машины, отдельные сотрясения согласованно складываются друг с другом, вибрации становятся все сильнее и, наконец, они могут оказаться опасными для прочности его корпуса.
Разработав строгую теорию явления, А.Н. Крылов одновременно указал, как избавиться или, по крайней мере, уменьшить вредные последствия вибрации судов. Итоги своей многолетней работы в этой области А.Н. Крылов подвел в обширном курсе [10]. В этом курсе дается развитое содержание дисциплины, обязанной своим возникновением самому А.Н. Крылову.
С 1900 по 1908 г. А.Н. Крылов работал в качестве заведующего Опытовым бассейном морского ведомства. Он тщательно обследовал бассейн, изучил его недостатки и, произведя капитальный ремонт, устранил их. После перестройки бассейн оказался одним из самых передовых опытовых бассейнов и стал давать надежные результаты при испытании моделей судов.
К этому периоду относятся работы А.Н. Крылова по непотопляемости корабля. Посредством водонепроницаемых переборок корабль подразделяется на отсеки. При большой пробоине даже одного отсека нет возможности быстро выкачивать из него вливающуюся воду, равновесие корабля нарушается, он накреняется и даже при небольшом волнении может опрокинуться и затонуть. А.Н. Крылов предложил и обосновал прием затопления отсека, парного к поврежденному, как единственный во многих случаях способ выравнивания корабля и, тем самым, его спасения. В критической обстановке на корабле надо срочно и правильно выбрать парный отсек, который следует затоплять. Для этой цели А.Н. Крылов составил специальные "Таблицы непотопляемости”. В английском флоте подобные таблицы стали составлять лишь в 1926 г.
Занимаясь теорией кренометров и погасителей качки, А.Н. Крылов (опередив на много лет заграничных ученых) создал одновременно свой прибор для исследования напряжений в связях судового набора. Для углубленного наблюдения за поведением корабля на взволнованном море и для практической проверки своих теоретических воззрений в этот период А.Н. Крылов совершил два больших плавания: в 1902 г на крейсере “Аскольд” до Алжира и в 1903 г. на учебном судне “Океан” до Порт-Артура.
А.Н. Крыловым в 1904 г. была построена первая в России механическая аналоговая вычислительная машина для интегрирования дифференциальных уравнений [7].
В 1907 г. А.Н. Крылов провел по поручению морского министерства большую работу в области морской артиллерии. В связи с этой работой А.Н. Крылов сделал весьма ценные технические изобретения, которые тут же были введены в снабжение боевых судов флота: дальномер – прибор для определения при артиллерийской стрельбе расстояния между прицелом и целью (1907 г.); оптическая мушка и оптический прицел (1907 г., премированы Михайловской артиллерийской академией); прибор для обучения стрельбе при качке корабля (1911 г., премирован Михайловской артиллерийской академией).
Постепенно А.Н. Крылов создал целую школу своих учеников, работавших по теории корабля и прочности его конструкции, что составило отдельную научную дисциплину – строительную механику корабля. В этом направлении особенно выделялся его любимый ученик И.Г. Бубнов, автор знаменитого курса по строительной механике корабля. Морская академия преобразовалась в одну из лучших в мире, и ее главные кафедры технических отделений были заняты учениками А.Н. Крылова.
Корабельная наука была главным стержнем всей более чем полувековой научной работы А.Н. Крылова. Вместе с тем он с полным правом занимает почетнейшее место среди виднейших деятелей физико-математических наук.
В 1906 г. А.Н. Крылов прочел в первый раз свой знаменитый курс “Приближенные вычисления” (в переиздании 1933 г. составивший том в 540 страниц). Читался он в “Вольном университете”, организованном группой прогрессивных профессоров в ответ на закрытие властями (по случаю студенческих волнений) Петербургского университета. Многие из отделов этого курса вошли потом в обязательные курсы высших учебных заведений. А.Н. Крылов не случайно выбрал эту тему для широкой аудитории. В царской России математическое образование было поставлено без учета практических требований жизни. В школе человек учился производить действия с абсолютно точными числами, старательно выписывая в результате вычисления столько цифр, сколько получилось, без всякого учета их точности и действительной ценности. В практической работе приходится иметь дело исключительно с приближенными величинами, но человеку трудно преодолеть неправильные навыки, заложенные в нем со школы, поэтому масса труда тратится даром на производство операций с заведомо неверными цифрами, а сама работа приобретает оттенок технической безграмотности.
“Техник, применяя математику к практическим вопросам, - внушал А.Н. Крылов, - сам должен заботиться, чтобы она служила подспорьем здравому смыслу; он должен помнить, что вычисления можно произвести сколько угодно точно, но результат вычисления не может быть точнее тех данных и тех предположений, на коих оно основано”.
А.Н. Крылов пропагандировал и старался внедрить правила приближенных вычислений, затронув при этом вычисление корней численных уравнений, вычисление определенных интегралов, пользование тригонометрическими рядами Фурье, приближенное численное интегрирование дифференциальных уравнений и пр.
Несколько позднее, в 1912 г., А.Н. Крылов прочел для слушателей Морской академии необязательный курс по высшей математике “О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложение в технических вопросах” (в переиздании 1932 г. составивший том в 470 страниц). Этот оригинальный и весьма содержательный курс является ценнейшим руководством для каждого специалиста, которому приходится применять математический анализ для решения конкретных вопросов. Извлекая из подлинных, недоступных для рядового читателя мемуаров Лагранжа, Даламбера, Эйлера, Фурье, Коши, Пуассона и других ученых все лучшее и наиболее значимое для расширения общего математического кругозора, А.Н. Крылов передает это в доступном изложении и на ряде примеров из самых разнообразных областей техники (преимущественно судостроения) учит приемам наилучшего использования результатов трудов этих ученых.
Яркость, отчетливость изложения и огромная ценность собранного в этих лекциях материала послужили основанием для Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР признать эти лекции (равно как и “Приближенные вычисления”) особо полезными учебными пособиями.
В 1908 – 1910 гг. А.Н. Крылов, технический авторитет которого к тому времени был общепризнан, стал во главе реорганизованного Морского технического комитета сначала в качестве главного инспектора по кораблестроению, а потом и председателя комитета. Рассмотрение проектов новых боевых судов и решение всех сложных технических вопросов, могущих встретиться при их постройке, были вверены опытности, знаниям и верному глазу А.Н. Крылова.
Еще до Цусимской катастрофы (май 1905 г.) А.Н. Крылов указывал на слабость наших броненосцев. После 1905 г. А.Н. Крылов оказался в первых рядах борцов за постройку нового, высокого по своим качествам русского флота. Его деятельность на посту председателя Морского технического комитета была славной эпохой для морского министерства. Он активно участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров типа “Севастополь”, лично вникая во все детали проектов. Однако его прямолинейность, неподкупность, искренность и смелость суждений сделали для него невозможным дальнейшее пребывание в морском министерстве, которое он и покинул перед первой мировой войной.
Не прерывая деятельность крупнейшего инженера-консультанта и организатора кораблестроения (с 1912 г. А.Н. Крылов – член правления Российского общества пароходства и торговли, в 1915-1916 гг. - член правительственного правления Путиловских заводов), А.Н. Крылов все свои досуги 1914-1916 гг. отдает переводу с латинского языка величайшего творения Ньютона “Математических начал натуральной философии” (1684 г.) – сочинения, которое легло в основу всей системы современного точного знания (“Известия Морской академии”, вып. 4 и 5, 1915 и 1916 гг., всего свыше 600 страниц). Свой перевод А.Н. Крылов снабдил более чем 200 подробными примечаниями. Эти примечания поясняют весьма лаконичный текст Ньютона, переводят геометрическое изложение некоторых мест подлинника на язык современного математического анализа и сравнивают идеи Ньютона с идеями его современников, предшественников и последователей. Это – один из капитальнейших трудов А.Н. Крылова, выполненный с исключительной добросовестностью.
В 1914 г. А.Н. Крылов, по представлению профессора Н.Е. Жуковского, был избран почетным доктором прикладной математики Московского университета, а Академия наук избрала его членом-корреспондентом. 5 марта 1916 г. Академия наук удостаивает его избранием в свои действительные члены с назначением директором Главной физической обсерватории. С 1916 г. А.Н. Крылов – начальник Главного военно-метеорологического управления, с 1917 г. – директор физической лаборатории (позднее института) Академии наук.
А.Н. Крылову были последовательно присвоены воинские звания: штабс-капитана (1892), капитана (1897 г.), подполковника и затем полковника (1900-1909 гг.), флота генерал-лейтенанта (1911 г.).
После Октябрьской революции А.Н. Крылов включился в общую работу по восстановлению советского морского флота. В 1919 г. он был назначен начальником Морской академии. Здесь он, прежде всего, реформировал преподавание, построив его так, что оно стало доступно новому составу слушателей, пришедших в Академию.
Деятельность А.Н. Крылова в Академии наук была разнообразной и касалась всех серьезных вопросов, возникавших на физико-математическом отделении. Уже в октябре 1920 г. А.Н. Крылов представил в физико-математическое отделение Академии наук доклад об учреждении кафедры прикладных наук. В 1929 г. предложение А.Н. Крылова получило осуществление. По его рекомендации действительным членом Академии по техническим наукам был избран профессор Московского университета С.А. Чаплыгин. В дальнейшем в связи с ростом промышленного развития СССР в Академии наук возникло целое Отделение технических наук и, таким образом, идеи А.Н. Крылова были претворены в жизнь.
В 1921 г. А.Н. Крылов был командирован Академией наук за границу для восстановления научных связей, закупки научной литературы, приборов и инструментов. Одновременно он оказывал большие услуги Советской республике, принимая личное участие в выборе и покупке судов для перевозки в Ленинград закупленных в Германии и Швеции паровозов.
По окончании перевозки паровозов А.Н. Крылов был назначен в состав правления Русско-норвежского общества и на него был возложен осмотр покупаемых этим обществом за границей двух лесовозов и наблюдение за постройкой в Норвегии и во Франции шести других. По окончании постройки этих судов А.Н. Крылову была поручена переработка проекта и наблюдение за постройкой двух нефтеналивных судов, заказанных Нефтесиндикатом СССР во Франции.
По возвращении из-за границы в конце 1927 г. А.Н. Крылов был назначен консультантом морского отдела Нефтесиндиката и, сверх того, в течение года исполнял при Нефтесиндикате обязанности главного инженера по судостроению. Помимо того, он принял деятельное участие в работе Судопроекта по проектированию нефтеналивных судов, одновременно участвовал как консультант Совторгфлота в обсуждении разного рода проектов судов и, наконец, консультировал Главное управление Северного морского пути в осуществлении задач, поставленных правительством по созданию первоклассного и мощного ледокольного флота. С 1927 г. А.Н. Крылов руководил физико-математическим институтом АН СССР.
Разносторонняя практическая деятельность, одновременное чтение лекций в Морской академии не прервало научной работы А.Н. Крылова. В эти годы он сделал доклады и опубликовал ряд статей на самые разнообразные научно-технические темы. А.Н. Крылову принадлежат крупные изыскания по теории упругости и сопротивлению материалов. В 1930 г. появилась книга А.Н. Крылова [8], в течение двух лет выдержавшая три издания. Этот успех объясняется как важностью темы для самых различных областей техники, так и исключительным остроумием идей А.Н. Крылова, примененных им к решению задачи, которая решалась и до него, но чрезвычайно громоздким путем. В развитии строительной механики эта работа сыграла чрезвычайно большую роль.
В 1935 г. А.Н. Крылов опубликовал свою блестящую научную работу [9], в которой ему удалось языком современного анализа, по-видимому, в точности воспроизвести чрезвычайно простую и изящную теорию рефракции Ньютона, теорию, которая, по словам А.Н. Крылова, “по степени точности при равной затрате труда не уступает всем современным теориям, а по общности метода заметно превосходит их”.
Широко образованный, вооруженный теоретическими знаниями, изучивший в подлинниках бессмертные творения основоположников современных математических и естественнонаучных знаний: Ньютона, Эйлера, Лапласа и других, в совершенстве овладевший сложным инструментом математического анализа, А.Н. Крылов вместе с тем крепко стоял на практической почве и в своих научных трудах, и в повседневной работе. Приближенный способ численного интегрирования дифференциальных уравнений, найденный А.Н. Крыловым в сугубо отвлеченных трудах астронома Адамса и математика Штермера, был им с успехом применен к вычислению траектории снарядов и к определению вибрации судового корпуса. Функции Бесселя дали А.Н. Крылову возможность рассмотреть радиальные колебания ствола артиллерийского орудия, а ряды Фурье – его продольные колебания. В качестве примера решения дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами А.Н. Крылов подсчитал элементы прибора Фрама для успокоения качаний корабля и рассчитал элементы индикатора давления и т.д.
А.Н. Крылов всегда старался сделать доступными массам даже очень сложные вопросы теории и практики. Характерной чертой его изложения является изумительная живость и увлекательность. Тонкий и глубокий математик А.Н. Крылов особенно выделяется среди других ученых специалистов тем, что свои превосходные исследования он всегда доводил до конечных выводов, всюду, где это нужно, до чисел и до таблиц и, таким образом, давал возможность непосредственного применения полученных математических построений к практическим потребностям техники. Высокоталантливый инженер, он выбирал для решения технических задач всегда такие методы, которые ведут к получению достаточной точности с наименьшей затратой труда вычислителя.
В 1939 г. А.Н. Крылову было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники. Научная деятельность мичмана А.Н. Крылова началась с разработки отдельных вопросов компасного дела. Через 50 лет академик А.Н. Крылов вернулся к этим вопросам в общей и углубленной их разработке. Три его исследования на компасные темы [11-13] были удостоены в 1941 г. Сталинской премии первой степени за выдающиеся работы в области технических наук.
В 1943 г. А.Н. Крылову было присвоено звание Героя социалистического труда “за выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для военно-морского флота”. Английское общество корабельных инженеров, наградившее А.Н. Крылова в 1898 г. золотой медалью, избрало его в 1943 г. почетным членом. В течение жизни А.Н. Крылов был награжден тремя орденами Ленина.
В восемьдесят лет А.Н. Крылов работал, не покладая рук. Он возглавлял комиссию по подготовке нового издания трудов П.Л. Чебышева, переводил с латинского языка труды Гаусса по теории земного магнетизма, печатал статьи и очерки, выступал с оригинальными докладами.
Скончался А.Н. Крылов 26 октября 1945 г. в Ленинграде и был похоронен на Волковом кладбище. На торжественном заседании, посвященном памяти А.Н. Крылова 26 октября 1950 г. академик В.И. Смирнов сказал: “С Алексеем Николаевичем ушел последний классический математик, который знал всю математику и механику от Ньютона до середины XIX века в совершенстве, который считал, что это настоящая математика, вечно действующая, вечно юная, что ее надо применять и ее он применял до конца”.

Список некоторых трудов А.Н. Крылова
(Полный библиографический указатель трудов А.Н. Крылова см [16])
1) О расположении стрелок в картушке компаса // Морской сборник. – 1886, N: 5. - Неофиц. отд. – С. 1-30.
2) О новом дромоскопе // Морской сборник. – 1886, N: 10. – Неофиц. отдел. – С. 1-13.
3) Расчет башни броненосца “Император Николай I” // Морской сборник. – 1888, N: 5. Неофиц. отдел. – С. 49-85.
4) Nouvelle méthode de calcul des éléments d’une carène [Новый метод вычисления элементов подводной части корабля] // Bull. de l’Association Technique Maritime. – 1894, N: 4. – session de 1893. – C.97-137.
5) A new theory of the pitching motion of ships on waves and of the stresses produced by this motion [Новая теория килевой качки судов на волнении и происходящих при этом напряжений] // Trans. of the Inst. of Naval Architects. – 1896, Т. XXXVII. – C. 326-359.
6) A general theory of the oscillations of a ship on waves [Общая теория колебаний корабля на волнении] // Trans. of the Inst. of Naval Architects. – 1898, Т. XL. – C. 135 - 190.
7) Sur un intégrateur des équations différentielles ordinaires [Об интеграторе обыкновенных дифференциальных уравнений] // Известия АН. – 1904. – V серия, Т. XX, N: 1, С. 17-37.
8) О расчете балок, лежащих на упругом основании. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 127 с.
9) Ньютонова теория астрономической рефракции. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1935. - 69 с.
10) Вибрация судов. – Л.-М.: ОНТИ, Гл. ред. судостроит. лит-ры, 1936. – 442 с.
11) Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении. // Известия АН СССР, Отдел. математ. и естествен. наук, серия геогр. и геофиз. – 1938, N: 5-6, С. 439-476.
12) Основания теории девиации компаса. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – 71 с.
13) О теории гирокомпаса Аншютца, изложенной профессором Геккелером. // Известия АН СССР, серия геогр. и геофиз. - 1940. – N: 4. - С. 429-474.

Литература о А.Н. Крылове
14) К 50-летию научной деятельности академика А.Н. Крылова. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. – 40 с.
15) Штрайх С.Я. Академик Алексей Николаевич Крылов: Очерк жизни и деятельности. – М.-Л.: Военно-морское изд-во, 1944. – 336 с.
16) Академик А.Н. Крылов: Библиографический указатель. – составила Н.А. Крыжановская. – Л.: Судпромгиз, 1952. – 276 с.
17) Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Т.1. Математика. Механика. Астрономия. Физическая химия. – М.: Физматгиз, 1961. – С. 257-270.
18) Крылов Алексей Николаевич // Большая советская энциклопедия. – М.: Изд-во “Советская энциклопедия”, 1973. – Т. 13. - С. 506-507.

На основании литературы о А.Н. Крылове [14-18] составила Н.П. Шапшева


http://heritage.benran.ru/toperson?54

Из энциклопедии Большая Советская энциклопедия

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Большая Советская энциклопедия
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
Публикации
Крылов А.Н. Собрание трудов академика А.Н. Крылова. Т. 1-12. (1936—1956)
Книги автора, размещенные в ЭБС: 15