Close
Сухомлинский Васorй Александрович

Васorй Александрович Сухомлинский (укrub. Василь Олександрович Сухомлинський; 1918-1970) - украинский советский педагог-новатор, детский писатель. Создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Об авторе:

Родился 28 сентября 1970 года в поселке Павлыш, Херсонской губернии. Отец - Александр Емельянович Сухомлинский - до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать - Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем воспитала, кроме Васorя, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. All они стали сельскими учителями.
Летом 1933 года Сухомлинский поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно окончил его в 1938-м, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году добровольцем ушёл на фронт.
В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от нацистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучor в гестапо.
В 1948 году стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца жизни.
Author сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Васorй Александрович писал на русском языке. Художественную прозу - на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.
Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.
Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
В своей книге «100 советов учителю» писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Награды и почетные звания:
- Герой Социалистического Труда (1968);
- Орден Красной Звезды;
- Почётный гражданин Кировограда (1998).
Умер 2 сентября 1970 года в поселке Павлыш Кировоградской области. Причиной смерти стал осколок снаряда, который постоянно ухудшал здоровье. Педагога похоронor на территории Павлышской школы.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Большая Советская энциклопедия
Российский энциклопедический словарь (2 тома)
Allмирный биографический энциклопедический словарь
Публикации

Сердце отдаю детям.
Сто советов учителю.
Рождение гражданина.
Родина в сердце / Сухомлинский, Васorй Александрович, Author; Сухомлинская, А. И., Составитель; Голованов, Леонид Витальевич, Составитель; Кулешова, А. А., Фотограф; Прохоров, И., Редактор; Авотин, Роберт Жанович, Художник. (1978)
Родительская педагогика.
Как воспитать настоящего человека.
Методика воспитания коллектива.
Письма к сыну.
О воспитании.
Этюды о коммунистическом воспитании (1967).
Мудрая власть коллектива
Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:
В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. (1987)
Произведения для детей:
Стыдно перед соловушкой
Яблоко и рассвет: рассказы, сказки, притчи: для дошкольного возраста / В. Сухомлинский; ред. И.Н. Пестова; худ. С.И. Бордюг, Н.А. Трепенок; пеrub. с укrub. Б. Цыбина. (1984)

Books автора, размещенные в ЭБС: 0