Close
Фицджеральд Фрэнсис Скотт

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (1896-1940) - американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принёс роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.

Об авторе:

Родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис был желанным ребёнком. Своё имя получил в честь Фрэнсиса Скотта Ки, своего очень дальнего родственника со стороны отца, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами». Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии.
Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился. Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали. Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:
- 1908-1910 - в Академии Сент-Пола,
- 1911-1913 - в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает очень много времени самостоятельным занятиям,
- 1913-1917 - в Принстонском университете.
Во время учёбы в Принстонеиграл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий. В годы учёбы в Принстоне пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей.
Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников - не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина». В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, ушёл добровольцем в армию. В армии сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически выполнял обязанности секретаря генерала.
В 1919 году демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».
Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех.
Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Не оставляя попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей переделал рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.
Этот роман вышел 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая». Роман сразу приносит успех.
В апрел 1920 года состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Скрибнерс Мэгэзин», «Сэтердей Ивнинг Пост» и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни. Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.
В 1922 году приобрел особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.
Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.
Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».
За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые», описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза».
В 1924 году Фицджеральд уехал в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, познакомился с Э. Хемингуэем.
Именно в Париже заканчил и опубликовал роман «Великий Гэтсби» (1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году вышел сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди».
В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.
Однако следующие годы жизни оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удалось. Фицджеральд переживая мучительный кризис и начал злоупотреблять алкоголем.
В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году Фицджеральд выпустил роман «Ночь нежна», во многом автобиографический - в нём описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась.
К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду. В разговорах с дочерью Скотти описывал Зельду теми же словами, которые обычно адресовал всем богатым в целом: «мягкая, когда необходимо быть жёстче, и жёсткая, когда следовало бы уступить».
В 1937 году Фицджеральд решил стать сценаристом в Голливуде. Там собиралась компания молодых писателей, также решивших попытать своё счастье. Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман, Натанаэл Уэст, где познакомился с Шейлой Грэм и влюбился в неё. Последние годы жизни Фицджеральд жил с ней, правда во время очередных запоев становился буйным и даже жестоким.
В октябре 1939 года приступил к созданию романа о жизни Голливуда - «Последний магнат» (1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (1945).
Умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.
Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Полная библиография Ф. С. Фицджеральда на сайте «Лаборатория Фантастики»
Публикации

Романы:
«По эту сторону рая» (1920)
«Прекрасные и проклятые» (1922)
«Великий Гэтсби» (1925)
«Ночь нежна» (1934)
«Последний магнат» (не завершён, опубликован посмертно, 1941)
Рассказы:
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (1921)
Пьеса:
«Размазня», пьеса. (1923)
Сборники рассказов (изданы при жизни):
«Эмансипированные и глубокомысленные» (1920)
«Рассказы о веке джаза» (1922, другое название «Сказки о веке джаза»)
«Все эти печальные молодые люди» (1926)
«Сигналы побудки» (1935)
Сборник публицистики:
«Крушение»(1945, издан после смерти автора)
После смерти издано множество сборников, в том числе и произведений, не издававшихся при жизни в книгах.
Сценарии для кино:
1924 - Grit (автор оригинального сюжета, не сохранились ни копии фильма, ни рукопись рассказа)
1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)
Также принимал участие в работе над сценариями для кинофильмов:
1923 - Glimpses of the Moon, The (автор титров, фильм не сохранился)
1932 - Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
1938 - Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
1938 - Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
1939 - Raffles (доработка диалогов в сценарии другого автора, работа продолжалась одну неделю)
1939 - Winter Carnival (вариант сюжета Скотта Фицджеральда и Бада Шульберга был отвергнут)
1939 - Everything Happens at Night (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
1939 - Женские интриги / Women, The (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
1942 - Life Begins at Eight-Thirty (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)

Книги автора, размещенные в ЭБС: 3