Close
Мобильное приложение ЭБС "Университетская Библиотека Онлайн"
Музыкальная одаренность : модель структуры, методы выявления и развития: монография
Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016
Объем: 310 стр.
ISBN: 978-5-4475-8326-2
УДК: 159.928.22
ББК: Ю 945
DOI: 10.23681/443919
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Загрузить в приложение Заказать печатный экземпляр

Библиографическое описание

Аннотация
В монографии обобщены результаты многолетних теоретико-эмпирических исследований автора по проблемам музыкальной одаренности. Основной предмет изучения — природа, структурная организация, возрастные и гендерные особенности проявления музыкальной одаренности, валидные методы диагностики, а также психолого-педагогические научно обоснованные технологии ее развития с учетом возраста и пола музыкально одаренных детей и школьников.
Особое внимание уделено научно-методическим разработкам психолого-педагогических технологий наиболее раннего выявления одаренных музыкантов и оптимизации процесса их обучения и развития. Эти рекомендации будут полезны для работы с одаренными детьми и других художественно-творческих специальностей.
Книга адресована научным работникам и специалистам в области психологии и музыкальной педагогики, преподавателям, аспирантам и студентам психолого-педагогических и музыкальных высших и средних специальных образовательных учреждений, практическим психологам, учителям и родителям одаренных детей.
Текст печатается в авторской редакции.

Содержание

Список литературы

1. Аверина, И. С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: пособие для школьных психологов / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова. — М.: Соборъ, 1996. — 60 с.
2. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1999. — С. 452–464.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980.
4. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей / под ред. В. Н. Мясищева. — Л.: АПИ СССР, 1962. — С. 15–32.
5. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности / Б. Г. Ананьев // Склонности и способности. — Л., 1962. — С. 15–36.
6. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. — М.: Наука, 1977.
7. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — Л.: Музгиз, 1963. — Кн. 1–2. — 365 с.
8. Ашмарин, И. И. Зачем человеку музыкальность? / И. И. Ашмарин // Человек. — 1998. — № 2. — С. 57–78.
9. Ашмарин, И. И. Интонационная общность речи и музыки (антропологический и естественный аспекты) / И. И. Ашмарин // Материалы междунар. науч. симп. — Таганрог, 1998. — С. 161–164.
10. Бабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Ю. Д. Бабаева; под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 278 с.
11. Бабаева, Ю. Д. Феномен «страха перед творчеством» / Ю. Д. Бабаева // Творчество в образовании, культуре, искусстве: материалы междунар. науч. конф. — Пермь: ПГИИиК, 2000. — С. 123–125.
12. Баланчивадзе, Л. В. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности / Л. В. Баланчивадзе // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 151–153.
13. Баренбойм, Л. А. Рубинштейн — педагог / Л. А. Баренбойм // Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
14. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. — М.: Изд-во Флинта, 1998. — 144 с.
15. Березовский, Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б. Л. Березовский // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.
16. Богоявленская, Д. Б. К вопросу о понятии одаренности и методам ее идентификации / Д. Б. Богоявленская // Материалы III Съезда РПО: в 8 т. — СПб., 2003. — Т. 1. — С. 516–520.
17. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
18. Бодалев, А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А. А. Бодалев // Проблемы способностей в советской психологии. — М., 1984.
19. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М.: ИП РАН, 1997. — 352 с.
20. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
21. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники: пер. с англ. // Г. Вильсон. — М.: Когито-Центр, 2001. — 384 с.
22. Восприятие музыки: сб. ст. / сост. В. В. Максимов. — М.: Музыка, 1980.
23. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — С. 27–39.
24. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — 352 с.
25. Вяткин, Б. А. Одаренность в свете учения об интегральной индивидуальности / Б. А. Вяткин, М. Т. Таллибулина // Вестник ПІНУ. Серия 1. Психология. — 2003. — № 1. — С. 19–26.
26. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М., 1991.
27. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, при уч. изд-ва «Юрайт», 2002. — 336 с.
28. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека / Э. А. Голубева. — М.: Педагогика, 1980.
29. Голубева, Э. А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б. М. Теплова / Э. А. Голубева // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997. — С. 163–187.
30. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. — М.: Прометей, 1993.
31. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна: Феникс+, 2005. — 512 с.
32. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. — М.: NB Магистр, 1993. — 193 с.
33. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. Г. Гуренко. — Новосибирск, 1982.
34. Гусева, Е. П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей / Е. П. Гусева // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997. — С. 231–258.
35. Гусева, Е. П. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения / Е. П. Гусева, А. И. Медянников // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. — Клайпеда, 1985. — С. 68–70.
36. Доровской, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А. И. Доровской. — М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 210 с.
37. Дорфман, Л. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности / Л. Дорфман // Личность, креативность, искусство: материалы междунар. науч. симп. — Пермь: ПГИИиК, 2002. — С. 90–120.
38. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.
39. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2000. — 368 с.
40. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования / Г. Л. Ержемский. — М., 1988.
41. Зелинский, А. Б. Диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти: дис. ... канд. психол. наук / А. Б. Зелинский. — Киев, 1986.
42. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. — М.: Смысл, 2001. — 264 с.
43. Идентификация одаренных учащихся как I этап лонгитюдного исследования одаренности / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, К. Хеллер, К. Перлет // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 97–107.
44. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — С. 14–56.
45. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. — М., 1974.
46. Кеттел, Р. Б. Опросники CPQ, HSPQ, 16 PF / Р. Б. Кеттел. — СПб: ИМАТОН, 1995.
47. Кирнарская, Д. К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу / Д. К. Кирнарская // Музыкальная психология и психотерапия. — 2009. — № 6 (15). — С. 75–78.
48. Кирнарская, Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 47–57.
49. Кирнарская, Д. К. Опыт тестирования музыкально одаренных на вступительных экзаменах / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.
50. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. — М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
51. Кирнарская, Д. К. Современные представления о музыкальных способностях / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 129–137.
52. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И. С. Клецина. — СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с.
53. Ковалева, Г. В. Художественно-одаренные дети: методы выявления и психолого-педагогические технологии работы: метод. пособие / Г. В. Ковалева, Т. И. Порошина, М. Т. Таллибулина. — Пермь: КЦХТУ «Росток», 2008. — 93 с.
54. Комплексное исследование некоторых факторов успешности музыкальной деятельности детей и взрослых / Н. А. Аминов, Э. А. Голубева [и др.] // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. — Челябинск, 1989. — С. 33–53.
55. Корто, А. О фортепианном искусстве / А. Корто. — М., 1965.
56. Крупник, Е. П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности / Е. П. Крупник // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 1.
57. Крюкова, Е. А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Крюкова. — Пермь, 2001.
58. Курбатова, И. А. Комплексное исследование музыкальной (фортепианной) одаренности у детей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. А. Курбатова. — СПб., 1993.
59. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2002. — 144 с.
60. Левочкина, И. А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков / И. А. Левочкина // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.
61. Левочкина, И. А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы / И. А. Левочкина // Новые исследования в психологии. — М., 1986. — № 1 (34).
62. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. — М.; Воронеж, 1997. — 448 с.
63. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес // Прикладная психология и психоанализ. — 2002. — № 4.
64. Лейтес, Н. С. Проблема способностей в трудах Б. М. Теплова / Н. С. Лейтес // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997. — С. 91–102.
65. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. — М.: Знание, 1984.
66. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. — М., 1995.
67. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. — М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
68. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. — 1989. — № 6.
69. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993.
70. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976.
71. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С. 76–82.
72. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1994. — 36 с.
73. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
74. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. — Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
75. Моляко, В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. — 1994. — № 5.
76. Морозов, В. П. Биофизические основы вокальной речи / B. П. Морозов. — Л.: Музыка, 1977. — С. 67–81.
77. Морозов, В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты / В. П. Морозов // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14, № 1. — С. 18–31.
78. Морозов, В. П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода в разработке проблемы на модели музыкального искусства / В. П. Морозов // Художественный тип человека (комплексные исследования). — М., 1994. — С. 86–102.
79. Морозов, В. П. Эмоциональный слух и методы его исследования / В. П. Морозов // Проблемы экологической психоакустики. — М.: ИП РАН, 1991. — С. 240–246.
80. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избр. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. — М.; Воронеж, 1995.
81. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972.
82. Назайкинский, Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятии / Е. В. Назайкинский // Эстетические очерки. — М., 1967. — C. 245–283.
83. Науменко, С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С. И. Науменко // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.
84. Нежинский, О. М. К вопросу об определении структуры дирижерской одаренности / О. М. Нежинский // Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство: тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1979. — Вып. 42.
85. Никешичев, М. В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано (музыкально-педагогический факультет): автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Никешичев. — М., 1990.
86. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
87. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
88. Остроменский, В. Д. Формирование музыкального познания / B. Д. Остроменский; отв. ред. О. К. Тихомиров. — Кишинев: Штиинца, 1988.
89. Панкова, О. М. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О. М. Панкова, О. В. Гвоздева. — Новосибирск, 1994. — 35 с.
90. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. — М.: Академический проект, 2008.
91. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества / В. И. Петрушин. — М.: Академический проект, 2006.
92. Петухова, И. А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности — экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии / И. А. Петухова. — М., 1970.
93. Печенков, В. В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД / В. В. Печенков // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997. — C. 189–217.
94. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.
95. Пономарев, Я. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я. Пономарев, Т. Галкина, М. Кононенко. — М.: Наука, 1997. — С. 95–113.
96. Попова, Л. В. Проблема самореализации одаренных женщин / Л. В. Попова // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С. 31–41.
97. Порошина, Т. И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки: дис. ... канд. психол. наук / Т. И. Порошина. — Пермь, 1997.
98. Прогрессивные матрицы Дж. Равена: методические рекомендации для психологов / сост. Е. В. Осмина. — Ижевск: Гуманитарный лицей, 1994. — 18 с.
99. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: УРАО, 1997. — 302 с.
100. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
101. Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1999. — 752 с.
102. Рабочая концепция одаренности. — М.: Магистр, 1998, 2003.
103. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольника / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Паландишвили. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 223 с.
104. Рождественская, Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей / Н. В. Рождественская // Психология художественного творчества. — Минск, 1999. — С. 283–295.
105. Ротенберг, В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / В. С. Ротенберг // Психология художественного творчества. — Минск, 1999. — С. 569–593.
106. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1946, 2002.
107. Рубинштейн, С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии / под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1973. — С. 220–235.
108. Руденко, Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. И. Руденко. — Пермь, 1996.
109. Руденко, Г. И. Половозрастные особенности педагогической одаренности школьников / Г. И. Руденко // Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. — 1995. — № 1. — С. 45–51.
110. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента / В. М. Русалов. — М.: Смысл, 1992.
111. Русалов, В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): метод. пособие / В. М. Русалов. — М.: ИП РАН, 1997.
112. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А. И. Савенков. — Ярославль: Академия развития, 2002. — 352 с.
113. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. — М.: Музгиз, 1964.
114. Соснина, И. Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Соснина. — Пермь, 1997.
115. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э. А. Голубевой. — М., 1989.
116. Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997.
117. Старчеус, М. С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства / М. С. Старчеус // Психология одаренности детей и подростков. — М.: Академия, 1996. — С. 319–330.
118. Старчеус, М. С. Музыкальная одаренность / М. С. Старчеус // Психология одаренности детей и подростков. — М.: Академия, 1996. — С. 279–318.
119. Таллибулина, М. Т. «Одаренный» или «способный»? / М. Т. Таллибулина // Как учить музыке одаренных детей. — М.: Классика-XXI, 2010. — С. 17–25 (Серия «Мастер-класс»).
120. Таллибулина, М. Т. Гендерный подход к психологии музыкальной одаренности / М. Т. Таллибулина // Музыкальная психология и психотерапия. — 2008. — № 5 (8). — С. 74–87.
121. Таллибулина, М. Т. К вопросу о структуре музыкальной одаренности: половозрастной аспект / М. Т. Таллибулина // Творчество в образовании, культуре, искусстве: материалы между — народ. науч. конф. / ред. коллегия Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. — Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2000. — С. 157–158.
122. Таллибулина, М. Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие / М. Т. Таллибулина; Перм. гос. ин-т искусства и культуры. — Пермь, 2008. — 93 с.
123. Таллибулина, М. Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. ... канд. психол. наук / М. Т. Таллибулина. — Пермь, 2003.
124. Таллибулина, М. Т. Психологический портрет музыкально одаренных школьников / М. Т. Таллибулина / Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: материалы шестой международ. конф. / под ред. проф. Л. И. Ларионовой. — Иркутск, 2009. — С. 521–530.
125. Таллибулина, М. Т. Психология музыкальной одаренности: гендерный подход / М. Т. Таллибулина // Как учить музыке одаренных детей. — М.: Классика-XXI, 2010. — С. 74–86 (Серия «Мастер-класс»).
126. Таллибулина, М. Т. Развитие музыкального таланта: от диагностики способностей к целостной личности / М. Т. Таллибулина // Музыкальная психология и психотерапия. — М., 2011. — № 3 (24). — С. 18–25.
127. Тарасов, Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха / Г. С. Тарасов // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17, № 5.
128. Тарасов, Г. С. Особенности профессионального мышления современного молодого музыканта / Г. С. Тарасов // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12, № 3.
129. Тарасова, К. В. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста / К. В. Тарасова, В. Е. Кузьмин, И. Е. Исаева. — М., 1994.
130. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М., 1988.
131. Творчество в искусстве — искусство творчества: сб. науч. статей / под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Наука; Смысл, 2000. — 549 с.
132. Творчество в образовании, культуре, искусстве: материалы междунар. науч. конф. — Пермь: ПГИИиК, 2000. — 190 с.
133. Теплов, Б. М. Психологическая характеристика личности (глава из учебника) / Б. М. Теплов // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна, 1997. — С. 139–159.
134. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. психол. тр.: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42–222.
135. Теплое, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Избр. психол. тр.: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 15–41.
136. Тесты творческого мышления П. Торренса: пособие для практических психологов / перевод Е. И. Щеблановой. — М.: АПН, 1990.
137. Тихомирова, И. В. Общие и специальные компоненты музыкальной одаренности / И. В. Тихомирова // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. — Челябинск, 1989. — С. 88-93.
138. Торичная, С. И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: дис. ... канд. психол. наук / С. И. Торичная. — Л., 1980.
139. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 123–130.
140. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 48 с.
141. Уткина, Н. С. Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. — Пермь: ПГПИ, 1964. — С. 113–144.
142. Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / В. П. Лебедева, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин [и др.]; под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 354 с.
143. Фримен, Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований / Дж. Фримен // Иностранная литература. — 1999. — № 11. — С. 10–18.
144. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. — СПб.: Питер, 2002. — С. 138–195.
145. Хрусталева, Т. М. Педагогическая одаренность младших школьников / Т. М. Хрусталева // Творчество в образовании, культуре, искусстве: материалы междунар. науч. конф. — Пермь, 2000. — С. 159–160.
146. Хрусталева, Т. М. Психология педагогической одаренности / Т. М. Хрусталева. — Пермь, 2003. — 163 с.
147. Цагарелли, Ю. А. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя / Ю. А. Цагарелли, З. Х. Муштари // Психологопедагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. — Челябинск, 1989. — С. 99–116.
148. Цагарелли, Ю. А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности / Ю. А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань: КГУ, 1977.
149. Цагарелли, Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: дис. ... канд. психол. наук / Ю. А. Цагарелли. — Л., 1981.
150. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю. А. Цагарелли. — СПб.: Композитор, 2008. — 368 с.
151. Цыгульская, Т. Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: дис. . канд. психол. наук / Т. Ф. Цыгульская. — Киев, 1983.
152. Чудновский, В. Э. Одаренность: дар или испытание? / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич. — М., 1994.
153. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. — М.: Столетие, 1997. — С. 369–377; 417–421.
154. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1996. — С. 177–238.
155. Шадриков, В. Д. Способности, одаренность, талант / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей / под ред. B. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. — М., 1991. — С. 7–20.
156. Шульпяков, О. Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-испонителя: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О. Ф. Шульпяков. — Л., 1969.
157. Шумакова, Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 34–43.
158. Щебланова, Е. И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — C. 111–122.
159. Щебланова, Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.
160. Экспедиция в гениальность: психобиологическая природа гениальной и одаренной личности (патографические описания жизни и творчества великих людей) / Г. П. Колупаев, В. М. Клюжев, Н. Д. Лакосина, Г. П. Журавлев / сост. и общ. ред. В. Свинникова, Ю. Кириллова. — М.: Новь, 1999.
161. Эмоциональные аспекты музыкальности / Е. П. Гусева, И. А. Левочкина, В. В. Печенков, И. В. Тихомирова // Художественный тип человека (комплексные исследования). — М., 1994. — С. 122–139.
162. Эфроимсон, В. П. Гениальность и генетика / В. П. Эфроимсон. — М.: Русский мир, 1998.
163. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. — 136 с.
164. Яковлева, Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е. Л. Яковлева; под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия. 1997. — 78 с.
165. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин; под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 176 с.
166. Bamberger, J. Growing up prodigies: the midlife crisis / J. Bamberger // New Directions in Child. Development. — 1982. — 17. — P. 61–77.
167. Chalmers, B. The development of a measure of attitude towards instrumental music style / B. Chalmers // Journal of Research in Musical Education. — 1978. — 26. — P. 90–96.
168. Coon, H. Genetic and environmental determinants of musical ability in twins / H. Coon, G. Carey // Behaviour Genetics. — 1989. — 1990 — P. 183–193.
169. Cropley, A. G. Definitions of creativity / A. G. Cropley // Encyclopedia of creativity / M. A. Runco, S. R. Pritzker (eds.). — San Diego, 1999. — Vol. 1.
170. Davies, A. Poor pitch singing: a survey of its incidence in schoolchildren / A. Davies, E. Roberts // Psychology of Music. — 1975. — 3. — P. 24–36.
171. Doxey, C. An exploratory study of children’s music ability / C. Doxey, С. Wright // Early Childhood Research Quarterly. — 1990. — 5. — P. 425–440.
172. Gardner, H. Creating Minds / H. Gardner // Basic Books. — 1993. — № 4.
173. Glasgow, M. R. Conservatism, sensationseeking and music preferences / M. R. Glasgow, A. M. Cartier, G. D. Wilson // Personality and Individual Differences. — 1985. — 3. — P. 395–396.
174. Gordon, E. Iowa Tests of musical literacy / E. Gordon. — Iowa City: Bureau of Educational Research and Service, 1970.
175. Howe, M.J.A. Fragments of Genius: the strange feats of idiots savants / M.J.A. Howe. — London: Routledge, 1991.
176. Jarecky, R. K. Identification of the socially gifted / R. K. Jarecky; W. Barbe (ed.): Psychology & Education of the Gifted. — N. W., 1965.
177. Kemp, A. The personality structure of the musician: the significance of sex differences / А. Kemp / Psychology of Music. — 1982. — 10. — P. 48–58.
178. Lesgold, A. Problem solving / A. Lesgold // Psychology of human thought. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P.188–213.
179. Manturzevska, M. Psychology in the music school / M. Manturzevska // Psychology of Music. — 1978. — 6. — P. 36–47.
180. Maslow, A. H. The Psychology of science: a reconnaissance / A. H. Maslow. — N. W., 1966.
181. Moog, H. The Musical experience of the preschool child (trans C. Clarke) / H. Moog. — London: Schott, 1976.
182. Morrongiello, B. A. Effects of training on children’s perception of music: a review / B. A. Morrongiello // Psychology of Music. — 1992. — 20. — P. 29–41.
183. Rowley, P. T. Identifying genetic factors affecting musical ability / P. T. Rowley // Psychomusicology. — 1988. — 7. — P. 195–200.
184. Sacks, O. An anthropologist on Mars / O. Sacks. — U. K., 1995.
185. Seashore, C.E. Manual of instructions and interpretations for the seashore measures of musical talents (2nd revision) / C. E. Seashore, D. Lewis, J. Saetveit. — New York: The Psychological Corporation, 1960.
186. Shuter-Dyson, R. The psychology of musical ability (2nd edition) / R. Shuter-Dyson, C. Gabriel. — London: Methuen, 1981.
187. Simonton, D. K. Psychology, science and history: an introduction to historiometry / D. K. Simonton. — N. W., 1990.
188. Sloboda, J. A. Biographical precursors of musical excellence / J. A. Sloboda, M. J. A. Howe // Psychology of Music. — 1991. — 1998 — P. 3–21.
189. Sloboda, J. A. Music structure and emotional response: some empirical findings / J. A. Sloboda // Psychology of Music. — 1991. — 19. — P. 110 120.
190. Sloboda, J. A. Musical excellence-how does it develop? / J. A. Sloboda // Howe M. J. A. (ed). Encouraging the development of exceptional skills and talents. — Leicester: British Psychological Society, 1990.
191. Sosniak, L. A. The tortoise, the hare and development of talent / L. A. Sosniak // Howe M. J. A. (ed). Encouraging the development of exceptional skills and talents. — Leicester: British Psychological Society, 1990.
192. Stafford, R. E. Estimation of the interactions between heredity and environment for musical aptitude in twins / R. E. Stafford // Human Heredity. — 1970. — 20. — P. 356–360.
193. Subotnik, R. F. Talent developed: conversations with masters of the arts & sciences / R. F. Subotnik // Journal for the Education of the Gifted. — 1993. — 16 (3).
194. Thompson, W. B. Music sight reading skill in flute players / W. B. Thompson // Journal of General Psychology. — 1987. — 114. — P. 345–352.
195. Winner, E. Gifted children, myths and realities / E. Winner // Basic Books. — 1996. — № 1.

Описание в RusMarc
Рекомендации материалов по теме: нет